Возвращение Кристиана Хорнера в Формулу-1: Какие команды он может возглавить?

Новости F1

Авторы: Лоуренс Эдмондсон, Нейт Сондерс

Теперь, когда Кристиан Хорнер получил возможность вернуться в Формулу-1 в 2026 году, активно обсуждается, в какой команде он окажется. Перед Гран-при Сингапура руководитель команды Aston Martin Энди Коуэлл заявил, что бывший босс Red Bull «обзванивает практически каждого владельца команды», чтобы узнать о возможностях своего возвращения.

Хорнер достиг соглашения с Red Bull о выплате $100 миллионов, что позволит ему вернуться в паддок уже следующей весной.

Источники сообщили, что он не просто хочет повторить свою прежнюю роль руководителя команды и генерального директора, обладая властью над командой Формулы-1, но не имея доли в общем бизнесе. Понимается, что Хорнер ищет бизнес-партнеров, которые могли бы помочь ему приобрести значительную долю в команде, что вернуло бы ему существенную роль в управлении в паддоке.

Хотя кажется, что он активно ищет варианты, реальных возможностей для него немного. Ниже мы оценили вероятность его возвращения в любую из команд, не принадлежащих Red Bull, в следующем году.


Кристиан Хорнер и Флавио Бриаторе
Кристиан Хорнер и руководитель Alpine Флавио Бриаторе на стартовой решетке в Монако в этом году.

Alpine

Это, пожалуй, лучший вариант для Хорнера с большим отрывом — если провести опрос в паддоке, Alpine сейчас была бы явным фаворитом. Хорошо информированные источники в паддоке сообщили, что это кажется наиболее логичным выбором, и на то есть несколько причин. Команда Alpine, которой Renault переименовала свою команду Формулы-1 в 2021 году, уже несколько лет не имеет четкого видения, направления или идентичности, и отчаянно нуждается в сильном лидере, вокруг которого можно было бы строить будущее.

Возможно, это одна из наименее эффективно управляемых команд в недавней истории спорта, и в этом сезоне она, вероятно, финиширует последней в чемпионате конструкторов — это последний год, когда она будет выступать с двигателями Renault, прежде чем перейти на моторы Mercedes в следующем году.

Скандальный, некогда пожизненно отстраненный Флавио Бриаторе, хороший друг Хорнера, вернулся в команду в исполнительной роли в прошлом году, чтобы помочь заключить эту сделку. В момент его возвращения многие в паддоке считали, что Бриаторе был приглашен для полной продажи команды, хотя новый генеральный директор Renault Франсуа Провост настаивает, что этого не произойдет в ближайшее время. Однако это не исключает инвестиций в другие части бизнеса, и Alpine ранее приветствовала подобное.

В 2023 году Alpine получила $218,10 миллиона от консорциума, включающего Рори Макилроя, Патрика Махоумса и Энтони Джошуа, за 24% акций в бизнесе. В условиях растущей популярности Формулы-1, источники в Ф1 оценивают, что этот консорциум мог бы получить более 50% прибыли от этих инвестиций, если бы продал их сегодня.

Команды сейчас регулярно оцениваются более чем в $1,5 миллиарда. Известно, что Alpine открыта для дополнительных внешних инвестиций, даже если полная продажа пока не рассматривается. Alpine следует растущей в спорте тенденции иметь руководителя команды (Стив Нильсен), который управляет командой Формулы-1, и над ним — высшего исполнительного директора (Бриаторе). Это кажется идеальной системой, в которую Хорнер мог бы вписаться, если бы он смог обеспечить необходимые средства для покупки значительной части команды.

Учитывая крепкие отношения с Бриаторе, готовность Alpine к внешним инвестициям и острую нужду команды в авторитете и опыте, которые может принести такой человек, как Хорнер, этот вариант отвечает всем требованиям.

Есть еще один забавный элемент, который современным фанатам может быть трудно представить. Значительная роль Хорнера в Alpine создала бы увлекательную динамику — она поставила бы его в рабочие отношения с руководителем Mercedes Тото Вольффом в рамках новой сделки Alpine по двигателям. Их холодные отношения хорошо известны. Однако это не уменьшает шансов на то, что это произойдет, поскольку Вольфф не имеет права голоса в вопросе, примет ли совет директоров Renault инвестиции или нет.

Вероятность: 9/10 — Наиболее логичное место для Хорнера.


Haas

Это странный случай, потому что на бумаге небольшая американская команда Джина Хааса кажется самым очевидным вариантом, за исключением одного: самого владельца.

Команда Haas, присоединившаяся к чемпионату в 2016 году, выделяется как аномалия на современной стартовой решетке: она самая маленькая по размеру штата и базируется на старой фабрике в Оксфордшире (которую она приобрела у бывшей команды Manor после ее распада в 2015 году), которая медленно приходит в упадок.

Тем не менее, как показала недавняя встреча Хорнера с представителем владельца, Хаас не заинтересован в продаже даже небольшой доли в команде. Источники подтвердили, что встреча состоялась, была организована независимым посредником, и Хорнеру было ясно дано понять, что возможности инвестировать даже в небольшую часть бизнеса нет.

«Вот и все. Дальше ничего не пошло. Все закончено», — сказал руководитель команды Haas F1 Аяо Комацу о связи с Хорнером ранее на этой неделе. Источники с обеих сторон уравнения сообщили, что последующая встреча не планируется.

Образ мышления Джина Хааса не изменился, несмотря на то, что бум Формулы-1 за последние пять лет означает, что он фактически сидит на золотой жиле по сравнению с деньгами, которые он потратил на вход в чемпионат.

Источники сообщили, что основная причина разногласий Джина Хааса с бывшим руководителем команды Гюнтером Штайнером, что привело к его уходу в начале 2024 года, заключалась в упорном отказе Хааса принимать внешние инвестиции. Понимается, что у Штайнера были заинтересованные стороны, готовые влить значительные средства в команду, но им было отказано. Это не означает, что Хаас не инвестирует в свой бизнес (команда недавно представила новый моторхоум в паддоке, например), но внутри команды существует сильное ощущение, что она значительно выиграла бы от существенной финансовой помощи извне, а не просто полагалась на крупные титульные спонсорские сделки, как это было так долго.

Некоторые из этих сделок были заметными катастрофами, такими как печально известное партнерство с Rich Energy или соглашение с Uralkali с российским олигархом, которое привело Никиту Мазепина в качестве пилота и было поспешно отменено после вторжения России в Украину.

Срок действия текущего титульного партнера Moneygram истекает в конце текущего сезона. Так что это странный парадокс Haas. С фискальной точки зрения, она абсолютно созрела для таких инвестиций, которые мог бы принести консорциум под руководством Хорнера, но ее владелец просто не хочет об этом слышать. Затем есть опыт, который мог бы принести такой человек, как Хорнер (который выиграл восемь чемпионатов пилотов и шесть чемпионатов конструкторов в качестве босса Red Bull), команде, которая, помимо пятого места в 2018 году, никогда не поднималась выше седьмого места в чемпионате конструкторов и не завоевывала подиумов или побед на Гран-при.

Если Джин Хаас не смягчит свою позицию в ближайшие месяцы, этот вариант кажется бесперспективным. В условиях, когда так много зависит от изменения правил в следующем году, неудачное начало новой эры Формулы-1 может быть достаточно тревожным, чтобы изменить его мнение, хотя Хорнер к тому времени, возможно, уже найдет свое следующее место.

Вероятность: 3/10 — Маловероятно, но может стать «темной лошадкой».


Кристиан Хорнер с Эдрианом Ньюи
Кристиан Хорнер с бывшим коллегой и дизайнером Формулы-1 Эдрианом Ньюи. Ньюи покинул Red Bull после 19 лет работы и присоединился к Aston Martin.

Aston Martin

Источники сообщили, что Хорнер заинтересован в присоединении к Aston Martin, и понятно, почему он считает суперкоманду Лоуренса Стролла привлекательным предложением. Уровень инвестиций в завод в Сильверстоуне означает, что Aston Martin является настоящим «спящим гигантом» в преддверии изменения регламента в следующем году, и команда твердо нацелена на завоевание титулов.

Бывший коллега Хорнера по Red Bull Эдриан Ньюи присоединился к Aston Martin ранее в этом году в рамках сделки, которая включала долю в команде, но в том случае Стролл был нацелен на привлечение гения дизайна, что не относится к Хорнеру.

Это также команда, в которой старшее руководство состоит из крупных фигур, что делает неясным, что Хорнер мог бы привнести в команду. Среди нынешнего высшего руководства находится генеральный директор Энди Коуэлл, который категорически отрицал возможность прихода Хорнера в команду во время пресс-конференции в Сингапуре.

«Я поговорил с Лоуренсом этим утром, чтобы узнать, что ему известно, — сказал Коуэлл в пятницу. — Похоже, Кристиан сейчас обзванивает практически каждого владельца команды. Я могу четко сказать, что планов по участию Кристиана ни в операционной, ни в инвестиционной роли в будущем нет».

Чтобы еще больше ослабить эти слухи, Стролл, как известно, заинтересован в привлечении Макса Ферстаппена из Red Bull в ближайшие годы, а токсичные отношения Хорнера с отцом Ферстаппена, Йосом, вряд ли поспособствуют такому переходу.

Вероятность: 1/10 — В Формуле-1 случались и более странные вещи, но очень редко.


Ferrari

Будучи еще в Red Bull в июне, Хорнер отрицал слухи о том, что к нему обращался генеральный директор Ferrari Джон Элканн с предложением о высокопоставленной должности.

Выступая на пресс-конференции вместе с руководителем Alpine Флавио Бриаторе, Хорнер пошутил: «Мой итальянский хуже английского Флавио, так как же это могло бы работать?» Известно, что Элканн и Хорнер находятся в хороших отношениях после того, как Ferrari рассматривала его на эту роль в конце 2022 года, но тогда Хорнер дал понять, что он предан Red Bull.

Однако любая немедленная возможность в Маранелло, похоже, была исключена в июле, когда итальянская команда подтвердила продление контракта с руководителем команды Фредом Вассёром на долгосрочную перспективу.

Должность руководителя команды Ferrari также является позицией, в которой полный контроль остается за Элканном, а Хорнер в прошлом давал понять, что не заинтересован быть частью более широкой корпоративной структуры — позиция, которая только укрепилась после его увольнения из Red Bull.

Вероятность: 1/10 — Чтобы появилось место, должен произойти серьезный поворот событий.


Williams

Кажется, ни одна из сторон не заинтересована в рассмотрении сделки между Williams и Хорнером.

Руководитель команды Джеймс Ваулз заявил, что не было никаких контактов с Хорнером после его ухода из Red Bull, и в условиях продолжающегося периода перестройки владельцы Williams, Dorilton Capital, указали, что их команда не продается. Однако, отвечая на вопрос, может ли Williams когда-нибудь рассмотреть предложение Хорнера, Ваулз осторожно не стал этого исключать.

«Я думаю, что всегда следует приветствовать разговор, — сказал он. — Нет смысла закрывать дверь. Но я думаю, что мы очень довольны той структурой, которая у нас есть, и она работает. Поэтому я не вижу причин для каких-либо изменений».

Вероятность: 1/10 — Никогда не говори «никогда», но ни одна из сторон не проявляла интереса к другой.


Audi

Этот год является последним, когда имя Sauber будет существовать в Формуле-1, прежде чем оно станет полноценной заводской командой Audi, то есть командой, которая полностью самостоятельно строит свой автомобиль и двигатель.

Хотя в следующем году она станет Audi по названию, немецкий производитель уже несколько лет медленно трансформирует швейцарскую команду за кулисами, плоды чего начали проявляться в этом году — неожиданный подиум Нико Хюлькенберга на Гран-при Великобритании и сильная форма новичка Габриэля Бортолето дают много поводов для оптимизма на будущее.

Этот вариант трудно оценить, но он не кажется очень сильным. Со стороны Audi не было явного публичного интереса, но для Хорнера это представляло бы отличную возможность присоединиться к захватывающей новой заводской программе с нуля, но с уже существующей инфраструктурой, не начиная с чистого листа, как новая команда Cadillac.

Однако это кажется маловероятным. Вопрос о том, есть ли аппетит продавать еще большую часть команды, является актуальным — в 2024 году Audi подтвердила, что Катарский инвестиционный фонд (Qatar Investment Authority) приобрел значительную миноритарную долю в команде. Позже Reuters сообщил, что эта доля составляет почти треть всей операции.

Поскольку Хорнер стремится войти со значительной долей в команду, трудно представить, как он впишется, когда все цифры будут подсчитаны. Как и в большинстве этих случаев, нельзя полностью исключать такой вариант, но трудно представить, что Хорнер получит ту значимую роль, которую он ищет.

Вероятность: 1/10 — Маловероятно.


Кристиан Хорнер и Тото Вольфф
Кристиан Хорнер с женой Джери на Гран-при Монако; мимо проходит Тото Вольфф, руководитель Mercedes.

Mercedes

Пока Тото Вольфф находится в Mercedes, шансы на приход Хорнера к давним соперникам Red Bull равны нулю.

Вольфф недавно сказал, что скучает по своему «великому врагу» в паддоке, но это следует расценивать не иначе как желание возобновить свое старое соперничество с Хорнером, если тот вернется в другую команду.

Забавно, но позиция Вольффа как 33-процентного совладельца команды Формулы-1 вместе с Mercedes-Benz и Джимом Рэтклиффом из INEOS — это то, что Хорнер надеется повторить в другом месте. Но если Хорнер действительно вернется, эти два гиганта паддока Формулы-1 всегда будут находиться в разных гаражах.

Вероятность: 0/10 — Нет шансов, пока старый соперник Вольфф остается частью команды.


Кристиан Хорнер и Зак Браун
Кристиан Хорнер и руководитель McLaren Зак Браун на Гран-при Канады.

McLaren

Хотя легко отмахнуться от этого варианта из-за взаимной неприязни между генеральным директором McLaren Заком Брауном и Хорнером, американец не является владельцем нынешних чемпионов конструкторов.

McLaren принадлежит Mumtalakat, суверенному фонду Бахрейна, и CYVN Holdings, инвестиционной группе из Абу-Даби, которые недавно совместно приобрели полное владение, выкупив MSP Sports Capital и других миноритарных акционеров, в рамках сделки, которая оценила McLaren в £3,5 миллиарда.

Одно это могло бы лишить Хорнера и его инвестиционных партнеров возможности заключить значимую сделку, и это еще до того, как рассмотреть другие очевидные причины, такие как его отношения с Брауном, который превратил McLaren из «спящего гиганта», едва способного выбраться из Q1, в команду, которая, как ожидается, повторит чемпионство конструкторов и, вероятно, выиграет чемпионат пилотов в этом году.

Хотя все гипотетические сценарии здесь, вероятно, предполагали бы смещение или нарушение существующих структур руководства, если бы Хорнер занял какую-либо роль в команде, не существует такого мира, где владельцы McLaren согласились бы отстранить Брауна просто для размещения инвестиций под руководством Хорнера, или такого, где они попытались бы заставить эту пару сосуществовать вместе.

Это так же близко к определенному «нет», насколько это возможно.

Вероятность: 0/10 — Этого никогда не произойдет.


Cadillac

После увольнения Хорнера его быстро связывали с ролью в новой команде Cadillac на 2026 год.

Учитывая вызовы, стоящие перед Cadillac в преддверии дебютного сезона, можно было провести гипотетическую связь между самым опытным руководителем команды Формулы-1 и новейшей командой этого вида спорта, но слухи оказались беспочвенными.

В течение нескольких недель генеральный директор команды Cadillac Формулы-1 и материнской компании TWG Motorsports, Дэн Таурисс, опроверг сообщения. «Никаких переговоров с Кристианом Хорнером не было. Планов на это нет, — сказал Таурисс. — Я хотел бы официально прекратить этот слух».

Cadillac входит в Формулу-1 с бывшим руководителем Manor Грэмом Лоудоном в качестве руководителя команды.

Вероятность: 0/10 — Cadillac исключил Хорнера, и со стороны Хорнера не было никаких признаков интереса.

Артем Велесов
Артем Велесов

Артем Велесов – спортивный журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы. Специализируется на освещении хоккея и футбола. Начинал карьеру в региональных СМИ, сейчас – внештатный автор нескольких федеральных изданий.

Последние события спортивного мира