Когда в июне прошлого года Alpine объявила о возвращении Флавио Бриаторе в структуру управления, в пресс-релизе команды говорилось, что новый исполнительный советник будет «преимущественно сосредоточен на высших уровнях работы коллектива». Менее чем через год его присутствие ощущается во всех аспектах деятельности команды, принадлежащей Renault, — от отказа от собственной моторной программы к 2026 году до кардинальных перестановок в составе пилотов за последние сутки. И с уходом руководителя команды Оли Оукса во вторник, Бриаторе, к лучшему или худшему, снова оказался в руле.
Возвращение Бриаторе в ту же команду, с которой он добился чемпионских успехов два десятилетия назад, было изначально обречено на споры. В 2009 году FIA пожизненно отстранила итальянца за его роль в скандале «Крэшгейт» на Гран-при Сингапура 2008 года, когда Бриаторе приказал Нельсиньо Пике намеренно разбить машину, чтобы вызвать машину безопасности, что помогло бы напарнику Фернандо Алонсо выиграть гонку. Его отстранение впоследствии было отменено французскими судами в 2010 году, и хотя Бриаторе оставался влиятельной фигурой в Формуле 1 в последующие годы, только прошлым летом он вновь непосредственно включился в управление командой.
Уход Оукса в отставку — по личным причинам, согласно последующему сообщению Alpine в соцсетях в среду — означает, что Бриаторе вновь возьмет на себя повседневное управление командой из Энстоуна. Теперь, когда у руля его предпочитаемый состав пилотов Пьер Гасли и Франко Колапинто, 75-летний итальянец снова имеет команду под прямым контролем, пользуясь поддержкой генерального директора Renault Луки де Мео.
Что именно получится из хаоса последних суток в Alpine, пока совершенно неясно. Печально известный жесткий стиль управления Бриаторе вполне может принести краткосрочные выгоды, но долгосрочные перспективы команды остаются такими же туманными, как и прежде.
Колапинто в деле, Дуэн за бортом
Недавние события в Alpine не станут сюрпризом для тех, кто помнит Бриаторе в расцвете его сил в середине 2000-х. В качестве руководителя команды Renault в 2004 году он уволил Ярно Трулли после того, как итальянец, принесший команде единственную победу в Монако в том же году, не набрал очков в пяти гонках подряд. Чемпион мира 1997 года Жак Вильнев был привлечен в качестве замены Трулли на последние три гонки сезона, но ему было трудно адаптироваться к R24, и он не смог финишировать выше 10-го места — вне очковой зоны того времени.
Конечно, есть несколько отличий в последней смене пилотов в Энстоуне. Новичку Джеку Дуэну дали всего семь гонок (включая его дебют на прошлогоднем Гран-при Абу-Даби), чтобы проявить себя, а его сменщику Колапинто дали всего пять гонок, чтобы доказать свою состоятельность.
Однако, хотя формально для Дуэна дверь остается открытой, дополнительные спонсорские средства, которые Колапинто приносит в команду, а также неудобное время для замены в середине двойного этапа (Ред Булл Ринг/Сильверстоун) предполагают, что аргентинцу придется выступить крайне плохо, чтобы снова потерять свое место до Гран-при Великобритании в июле.
Так было ли справедливо отстранить Дуэна после всего лишь шести гонок? На первый взгляд, выступления австралийца были неубедительными. У него ноль очков по сравнению с семью очками его напарника Гасли, при этом лучший результат был достигнут на Гран-при Бахрейна, где он долгое время держался в десятке сильнейших, но в итоге финишировал 13-м.
До этого он сошел с дистанции на первом этапе на родине в Австралии, попал в инцидент с Габриэлем Бортолето на последнем круге спринта в Китае и сильно разбил машину на тренировке Гран-при Японии, когда оставил открытой DRS перед первым поворотом, проходимым на скорости 265 км/ч. Совсем недавно, что, возможно, стало последней каплей для руководства Alpine, он сошел с дистанции в воскресной гонке в Майами, столкнувшись с Лиамом Лоусоном в первом повороте.
В защиту Дуэна следует сказать, что его чистая скорость была вполне достойной, со средней разницей в квалификации с Гасли (в сопоставимых сессиях) в 0,314 секунды, включая стандартные квалификации и спринты. Более того, в Майами в субботу Дуэн опередил Гасли в квалификации впервые (не в спринте), что является прогрессом, который можно ожидать от новичка в первом квартале его дебютного сезона.
На выступления Дуэна также следует смотреть с учетом давления, под которым он находился с момента подписания Бриаторе соглашения о «кредите» Колапинто из Williams в январе. Еще до того, как он проехал на новейшей Alpine на предсезонных тестах, австралиец столкнулся с вопросами о своем будущем на фоне слухов, что Колапинто заменит его в течение первых пяти гонок сезона.
Alpine оказала Дуэну некоторую поддержку в СМИ, но показательно, что Оукс не исключал возможности ранней смены пилота по ходу сезона. Более того, все, кто связан с командой, включая спонсоров, поддерживающих Колапинто, постоянно намекали, что замена готовится примерно к моменту Гран-при Майами.
Возможно, наиболее показательной предсезонной цитатой стали слова руководителя Williams Джеймса Воулза, который ясно дал понять, что отпустил Колапинто в Alpine, чтобы дать аргентинцу наилучшие шансы выступить в Формуле 1 в этом году.
«Я хотел, чтобы он выступал в 2025 или 2026 году», — сказал Воулз после объяснения, что текущий состав пилотов Williams (Алекс Албон и Карлос Сайнс) не давал возможности продвинуть Колапинто в обозримом будущем. «Наилучший шанс у него с Alpine, чтобы получить место в гонках Формулы 1, поэтому он там. И я не говорю это в ущерб Джеку. Я надеюсь, что у Джека все будет хорошо.
«Но в конечном итоге, Франко — мой пилот, которого я хочу вернуть в машину. Через некоторое время он вернется в Williams. Этот срок не является нерушимой линией, которую я могу назвать вам прямо сейчас. Но я могу сказать, что он вернется в Williams в какой-то момент».
В среду Бриаторе заявил, что новая политика Alpine по ротации пилотов направлена на получение «полной и справедливой оценки гонщиков» перед возможностью, которую предоставит масштабное изменение регламента Формулы 1 в 2026 году. Но поскольку Williams, похоже, может потребовать возвращения Колапинто в ближайшие годы, Alpine может в итоге предоставить обширный гоночный опыт пилоту, который все равно вернется к одному из ее основных конкурентов, когда достигнет своего пика.
Тем временем будущее и уверенность Дуэна, который является единственным молодым пилотом, продвинутым в основной состав за всю историю молодежной академии Alpine, выглядят под серьезным вопросом.
Что дальше для Alpine?
Хаос последних суток очень типичен для Alpine. С момента возвращения в качестве заводской команды в 2016 году, коллектив под управлением Renault, переименованный в Alpine в 2021 году, не поднимался выше четвертого места в Кубке конструкторов и выиграл всего одну гонку, завоевав только девять подиумов. Он также упустил нынешнего лидера чемпионата, Оскара Пиастри, из своей молодежной академии к конкурентам из McLaren в 2022 году — шаг, который сейчас выглядит еще более досадным, учитывая текущую форму Пиастри и усилия Alpine найти эффективного напарника для Гасли.
Перестановки в руководстве команды являются наиболее очевидной причиной ее низкой результативности, с особенно быстрой сменой высокопоставленных фигур за последние два года. Карусель началась с ухода генерального директора бренда Лорана Росси в июле 2023 года, за которым через неделю последовали руководитель команды Отмар Сафнауэр, технический директор Пэт Фрай и спортивный директор Алан Пермейн.
После этого исхода Бруно Фамин был назначен временным руководителем команды, прежде чем полностью утвердиться в этой роли позже в том же году. При его руководстве ушли технический директор Мэтт Харман и глава отдела аэродинамики Дирк де Бир, а затем сам Фамин ушел в отставку почти ровно через год после того, как вступил в должность.
Уход Фамина совпал с решением Renault Group прекратить свою моторную программу в Формуле 1 к 2026 году и покупать силовые установки Mercedes согласно следующему регламенту. Это решение, принятое после консультаций с недавно назначенным Бриаторе, положит конец 49-летней истории Renault как поставщика моторов в Формуле 1 в конце этого сезона.
Оукс присоединился к Alpine в качестве замены Фамина, а продвижение Дуэна в основной состав на 2025 год стало одним из первых крупных объявлений при его руководстве. Однако, учитывая, что Бриаторе уже был на месте, полномочия Оукса в команде всегда, казалось, зависели от одобрения сверху.
После того как первоначальное заявление Alpine гласило, что команда не будет комментировать причины ухода Оукса, Alpine и Бриаторе на следующий день опубликовали сообщения в соцсетях, опровергающие сообщения о разногласиях.
«За последние 24 часа было сказано много неверного, связывающего решение Оли об отставке с предполагаемым разногласием или тем, что у нас были разные взгляды», — сказал Бриаторе. «Это полностью ложно и далеко от истины».
Оукс добавил: «Это мое личное решение уйти в отставку. Флавио был для меня как отец, только поддерживал с тех пор, как я занял эту должность, а также дал мне такую возможность. Все готовы к 2026 году, где мечта заслуживает быть».
Нереализованный потенциал команды Alpine в Формуле 1 остается самым большим разочарованием. Несмотря на управленческие перестановки, в Энстоуне по-прежнему работает преданный делу и талантливый коллектив, который, несомненно, мог бы добиться большего при твердом и последовательном руководстве.
Хотя переход на моторы Mercedes в следующем году означает конец Alpine как заводской команды в полном смысле, он может обеспечить значительный прирост производительности по сравнению с конкурентами, не использующими моторы Mercedes, в начале 2026 года. Чтобы воспользоваться этой возможностью, команде нужна прежде всего стабильность.
Принесет ли эта последняя эра под руководством Бриаторе такую стабильность или просто очередные месяцы потрясений, еще предстоит увидеть.





