Угроза бана для Макса Ферстаппена: Как чемпион мира может пропустить гонку Формулы-1

Инцидент Макса Ферстаппена с Джорджем Расселом на Гран-при Испании поставил действующего чемпиона мира на грань автоматического отстранения от одной гонки.

Пилот команды Red Bull получил 10-секундный штраф за столкновение с Расселом на последних кругах испанского этапа. Позднее сам Ферстаппен признал в социальных сетях, что произошедшее было «неправильным» и «не должно было случиться».

Однако потенциально более серьезные последствия пришли от стюардов: к его суперлицензии FIA были добавлены три штрафных балла. Это довело его общее количество баллов за 12-месячный период до 11. Теперь ему не хватает всего одного балла до порога в 12 баллов, который автоматически влечет за собой пропуск одной гонки.

Это означает, что Ферстаппену — самому зрелищному гонщику пелотона, известному своим принципом «все или ничего» — придется быть предельно осторожным на ближайшем Гран-при Канады и на домашней гонке Red Bull, Гран-при Австрии, который пройдет двумя неделями позже. Два из его текущих штрафных баллов «сгорят» 30 июня, после чего он окажется в трех баллах от отстранения, что даст ему некоторую свободу действий к Гран-при Великобритании.

Это правило уже приводило к тому, что пилот пропускал гонку. Кевин Магнуссен пропустил прошлогодний Гран-при Азербайджана, набрав 12 баллов; его заменил Оливер Бирман.

Штрафные баллы начисляются в зависимости от серьезности и обстоятельств каждого инцидента. Разные составы стюардов на каждом этапе допускают разное толкование правил и учет смягчающих обстоятельств. Тем не менее, нарушение Ферстаппена в Испании не оставило ему права на ошибку. Даже относительно незначительный инцидент может привести к новым проблемам.

Вот типы нарушений, которые потенциально могут стоить ему участия в гонке:

Причинение столкновения

Это наиболее частое нарушение, за которое начисляются штрафные баллы. Оно происходит, когда стюарды считают одного пилота однозначно виновным в контакте с соперником. Спорный маневр Ферстаппена против Рассела в Испании был отнесен к этой категории и оценен как достойный самого строгого наказания, доступного стюардам — три балла. Это максимум, который может быть начислен за один инцидент.

Хотя умысел Ферстаппена не был прямо доказан, и сам он не признал преднамеренность, для подобных инцидентов есть прецеденты. Себастьян Феттель получил аналогичное наказание в 2017 году на Гран-при Азербайджана, когда он поравнялся с Льюисом Хэмилтоном и резко повернул в его сторону. В том случае, где умысел был чуть более очевидным, стюарды признали маневр «потенциально опасным», хотя эта формулировка не использовалась в решении по инциденту Ферстаппен/Рассел.

Еще четыре штрафных балла Ферстаппена также были получены за «причинение столкновения»:

  • Два балла за столкновение с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии во время борьбы за лидерство.
  • Два балла за контакт с Оскаром Пиастри в первом повороте на Гран-при Абу-Даби, где он развернул пилота McLaren чрезмерно оптимистичной атакой.

Бывший напарник Ферстаппена, Лиам Лоусон, является одним из «рекордсменов» в этой категории: все шесть его штрафных баллов связаны с причинением столкновений. Например, он получил два балла за разворот Валттери Боттаса на прошлогоднем Гран-при Катара. Даже его немедленное признание ошибки и неуклюжести маневра не остановило стюардов от начисления баллов.

Вытеснение соперника за пределы трассы

Это еще одна область, в которой Ферстаппен в прошлом часто действовал на грани фола. Учитывая множество возможностей для обгона в Канаде и склонность этого этапа к драматичным событиям, это может стать потенциально опасным моментом в предстоящий уик-энд.

Еще два балла Ферстаппена были получены в этой категории за спорный инцидент с Ландо Норрисом на Гран-при Мехико в прошлом году. Во время борьбы за позицию Ферстаппен дважды вытеснил Норриса за пределы трассы, заработав два отдельных 10-секундных штрафа по ходу гонки, а также штрафные баллы.

Такие штрафы могут быть начислены моментально. Нико Хюлькенберг убедился в этом на спринте в Австрии в прошлом году, заблокировав колеса и потеряв управление в первом повороте, одновременно вытесняя Фернандо Алонсо. В результате он получил два штрафных балла.

Учитывая агрессивный гоночный стиль Ферстаппена, персонал Red Bull на пит-волле, вероятно, будет задерживать дыхание каждый раз, когда голландец будет находиться в плотной борьбе с другими машинами в ближайшие два уик-энда. Но и другие нарушения, не связанные с контактной борьбой, также могут приблизить его к критическому порогу.

Покидание трассы с получением преимущества

Хотя это частая причина для штрафа по ходу гонки, руководства для стюардов предполагают 10-секундный штраф без начисления штрафных баллов. Таков прецедент в большинстве недавних случаев. Однако Кевин Магнуссен получил три балла (которые в конечном итоге привели к его бану) после того, как был трижды наказан за покидание трассы и получение преимущества на Гран-при Майами 2023 года.

Пилот Haas пытался удержать позади Льюиса Хэмилтона, чтобы защитить очки для своего напарника Хюлькенберга, и постоянно выезжал за пределы трассы. В третий раз стюарды сочли необходимым выписать не только 10-секундный штраф, но и три штрафных балла.

«Мы рассмотрели руководящие принципы по штрафам за такие нарушения, которые предусматривают базовый штраф в 10 секунд без штрафных баллов», — говорилось в заявлении стюардов. «Однако в руководстве также указано: `Указанные баллы предназначены быть нормой для конкретного нарушения. Стюарды могут изменять их, принимая во внимание смягчающие или отягчающие обстоятельства. Тем не менее, полномочия стюардов увеличивать начисляемые баллы предназначены для использования только в исключительных обстоятельствах.`»

«Учитывая тот факт, что это был третий случай покидания трассы и получения преимущества за одну сессию, что мы сочли отягчающим обстоятельством, мы налагаем три штрафных балла.»

Нарушения под желтыми или красными флагами

У Ландо Норриса до сих пор есть три штрафных балла на суперлицензии за превышение скорости под двойными желтыми флагами, полученные при весьма примечательных обстоятельствах на Гран-при Катара в прошлом году. Во время напряженной борьбы с Ферстаппеном пилот McLaren не сбросил скорость должным образом. Зоркий Ферстаппен заметил это и сообщил своей команде Red Bull, чтобы они обратились к FIA.

Обгоны под желтыми и красными флагами также запрещены. Оливер Бирман убедился в этом в Монако в этом году, когда обогнал Карлоса Сайнса под красными флагами во время пятничной тренировки. Пилот Haas утверждал, что было безопаснее не замедляться резко, но стюарды не согласились и назначили ему штраф в виде потери 10 позиций на старте и два штрафных балла.

Неоправданно медленное движение

Один из 12 штрафных баллов Ферстаппена был получен за неоправданно медленное движение во время квалификации на Гран-при Катара. Правило существует для предотвращения опасной разницы скоростей между машинами на быстром круге и машинами на установочном круге. Оно редко применяется строго, поскольку смягчающие обстоятельства обычно объясняют превышение пилотом максимального времени дельты.

Однако в случае Ферстаппена он помешал Расселу, который тоже готовился к квалификационному кругу. За это Ферстаппен получил штраф в виде потери одной позиции на стартовой решетке и один штрафной балл. Этот инцидент спровоцировал продолжительную перепалку между пилотами: Рассел утверждал, что Ферстаппен угрожал «разбить [его] чертову голову об стену», когда они выходили из комнаты стюардов.

Нарушения, связанные с машиной безопасности (Safety Car) и виртуальной машиной безопасности (VSC)

Превышение скорости под машиной безопасности или виртуальной машиной безопасности может привести к штрафам. Пилотам разрешено придерживаться определенного времени дельты, отображаемого на руле, при их активации. Также обязанностью лидера является поддержание дистанции в 10 корпусов машины до машины безопасности, пока она не выключит огни для возобновления гонки.

Джордж Рассел получил один штрафной балл, когда стюарды посчитали, что он оставил в два раза больший интервал (более 125 метров) до машины безопасности на Гран-при Катара.

Артем Велесов
Артем Велесов

Артем Велесов – спортивный журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы. Специализируется на освещении хоккея и футбола. Начинал карьеру в региональных СМИ, сейчас – внештатный автор нескольких федеральных изданий.

Последние события спортивного мира