Стоила ли непоследовательность судей победы Пиастри на Гран-при Великобритании?

Новости F1

СИЛЬВЕРСТОУН, Англия. Несмотря на то, что Оскар Пиастри смягчал свои ответы журналистам вечером в воскресенье, он не смог скрыть своих эмоций, отвечая на многочисленные вопросы о 10-секундном штрафе, который стоил ему победы на Гран-при Великобритании. Опасаясь гнева FIA, он давал короткие и простые ответы телеканалам, отказываясь вдаваться в подробности истинных чувств, которые, несомненно, бушевали внутри.

Завершив общение с тележурналистами задолго до своего радостного товарища по команде, победителя гонки Ландо Норриса, Пиастри был вынужден ждать в одиночестве 25 минут в пресс-центре до начала обязательной сессии для пишущей прессы. Когда она началась, Пиастри снова осторожно балансировал между явным проявлением своего разочарования и выражением истинных эмоций.

«Сейчас, очевидно, больно», — сказал он. «Но это другая боль, потому что я знаю, что заслужил намного больше, чем получил сегодня. Я чувствовал, что проехал очень сильную гонку».

«И да, в конечном итоге, когда ты не получаешь результат, который, по твоему мнению, заслужил, это больно. Особенно когда это не в твоих руках».

Известный своим спокойствием по командному радио и невозмутимой реакцией на победы, Пиастри имеет опыт скрывания своих эмоций.

До 21-го круга и второго рестарта после машины безопасности он делал все правильно в Сильверстоуне, но одно резкое нажатие на тормоз стоило ему победы, а также 14 очков в зачете пилотов в пользу Норриса.

В воскресенье вечером не было сомнений, что Пиастри не намеревался сделать ничего предосудительного или получить преимущество, застав врасплох гонщика позади себя, Макса Ферстаппена. Два подряд периода машины безопасности, длившиеся семь кругов, привели к охлаждению шин и тормозов Пиастри, и лучший способ восстановить температуру заключался в резком торможении, чтобы использовать тепло, выделяемое раскаленными карбоновыми дисками.

«Я нажал на тормоза», — объяснил Пиастри. «В то же время погасли огни на машине безопасности, что также произошло чрезвычайно поздно [на круге]».

«И потом, очевидно, я не стал ускоряться, потому что мог контролировать темп с этого момента. И да, вы видели результат. Я не делал ничего по-другому по сравнению с моим первым рестартом. Я не ехал медленнее. Я не делал ничего по-другому».

Но резкое торможение и тот факт, что Пиастри не ускорился сразу после этого, застали Ферстаппена, шедшего вторым, врасплох. Пилот Red Bull проехал мимо McLaren, нарушив одно из простейших правил режима машины безопасности – обгон впереди идущей машины.

Сначала казалось, что может быть расследован Ферстаппен, но судьи сосредоточились на действиях Пиастри как причине сближения машин.

Имея доступ к телеметрии McLaren, судьи смогли проанализировать точное нажатие на тормоза и точно измерить разницу в 100 миль в час (160 км/ч) до и после того, как его левая нога надавила на педаль. То, что они обнаружили, привело их к выводу, что Пиастри нарушил другое правило режима машины безопасности, запрещающее хаотичное вождение.

В заявлении судей говорилось: «Когда директор гонки объявил, что машина безопасности заезжает на этом круге и огни погашены, машина №81 внезапно резко затормозила (давление на тормоза 59,2 psi) и снизила скорость посередине прямой между поворотами 14 и 15 с 218 км/ч (135 миль/ч) до 52 км/ч (32 миль/ч), в результате чего машине №1 пришлось предпринять уклоняющиеся действия, чтобы избежать столкновения».

«Это на мгновение привело к тому, что машина №1 неизбежно обогнала машину №81, позицию, которую он немедленно вернул. Статья 55.15 Спортивного регламента FIA требует, чтобы машина №81 двигалась с темпом, который не включал хаотичного торможения или любого другого маневра, который может поставить под угрозу других гонщиков с момента выключения огней на машине безопасности. То, что сделала машина №81, явно является нарушением этой статьи».

Оскар Пиастри финишировал вторым на Гран-при Великобритании в воскресенье после получения 10-секундного штрафа.

Правило, запрещающее хаотичное вождение позади машины безопасности, существует, чтобы предотвратить непредсказуемые рестарты. Если лидирующий пилот ускоряется и резко тормозит после того, как машина безопасности сигнализировала о возвращении на пит-лейн, это может вызвать эффект гармошки для идущих позади машин, которые пытаются синхронизировать свой собственный рестарт, и привести к авариям.

Хотя Пиастри, по-видимому, не стремился получить преимущество над Ферстаппеном — его резкое торможение совпало с моментом выключения огней машины безопасности, а не было попыткой помешать рестарту Red Bull *после* выключения огней — это было значительное замедление, которое вызвало скопление машин позади. Следовательно, при строгом толковании спортивного регламента, это заслуживало штрафа.

Неудивительно, что руководитель команды McLaren Андреа Стелла, который также просмотрел данные перед разговором с журналистами в воскресенье вечером, сказал, что инцидент был раздут. Он также предположил, что Ферстаппен действовал таким образом, что, возможно, действия Пиастри выглядели хуже.

«Должен сказать, что штраф все еще выглядит очень суровым», — сказал Стелла. «Есть несколько факторов, которые мы хотели бы, чтобы судьи приняли во внимание».

«Прежде всего, машина безопасности съехала очень поздно, не оставив лидеру много времени для фактического рестарта в условиях, когда теряется высокая температура, теряется температура тормозов, и то же самое касается всех. 50 бар [давления на тормоза] — это давление, которое наблюдается во время нахождения за машиной безопасности, когда вы выполняете некоторое торможение и ускорение».

«Мы также должны посмотреть, не сделали ли другие конкуренты ситуацию хуже, чем она есть, потому что мы знаем, что как часть гоночного мастерства некоторых конкурентов, безусловно, есть и способность заставить других выглядеть так, будто они совершают серьезные нарушения, хотя это не так», — сказал он.

«Так что есть несколько вещей для рассмотрения, но сам штраф уже вынесен, отбыт, и мы движемся дальше. Посмотрим, есть ли что-то, чему мы можем научиться, и я уверен, что Оскар использует эту мотивацию, чтобы быть еще более решительным в предстоящих гонках и попытаться выиграть как можно больше гонок».

Ферстаппен явно не хотел вдаваться в эту тему, общаясь с журналистами, но он задался вопросом, почему Пиастри получил штраф, когда подобные ситуации в прошлом оставались без наказания.

«Знаете, дело в том, что со мной уже несколько раз случались подобные сценарии», — сказал Ферстаппен. «Мне просто странно, что вдруг сейчас Оскар первый, кто получил за это 10 секунд».

Вопрос последовательности также был поднят руководителем Red Bull Кристианом Хорнером, ссылаясь на недавний прецедент, созданный неудачным протестом его команды против Джорджа Расселла после Гран-при Канады. В Монреале Red Bull обвинила Расселла в хаотичном вождении за машиной безопасности в инциденте с явными сходствами с воскресным, но их протест был отклонен судьями.

«Я имею в виду, что Джордж, очевидно, не получил штраф в Канаде», — сказал Хорнер. «Я не был удивлен, увидев, что [Пиастри] получил штраф. Это то, чего следовало ожидать. Вероятно, более удивительно, что Джордж не получил штраф в Монреале, честно говоря».

Тем не менее, выводы судей по двум расследованиям в Канаде и Сильверстоуне имели очень четкие различия: давление на тормоза у Расселла в Канаде было измерено на уровне 30 psi, тогда как у Пиастри оно было почти в два раза больше, и Расселл замедлился всего на чуть более 40 миль/ч (64 км/ч), в то время как Пиастри замедлился на 100 миль/ч (160 км/ч).

В сочетании с разными условиями трассы в двух примерах, а также с тем, что инциденты произошли на разных фазах рестарта за машиной безопасности, трудно провести достоверные параллели.

Кроме того, Пиастри подчеркнул то, что он считал еще одним ключевым отличием между двумя инцидентами.

«Я не думаю, что ему [Ферстаппену] пришлось уклоняться от меня», — сказал он. «Я думаю, он справился в первый раз [во время первого режима машины безопасности]».

«Возвращаясь к Канаде, я думаю, там пришлось уклоняться больше, чем сегодня. Так что да, я, мягко говоря, немного смущен».

Мог ли McLaren поменять местами своих пилотов?

10-секундный штраф Пиастри привел к тому, что он оказался позади Норриса после того, как пара совершила свои последние пит-стопы в гонке, перейдя с промежуточных шин на слики. Явно пытаясь смириться с результатом, Пиастри спросил, могут ли два гонщика поменяться позициями, хотя и знал, что команда вряд ли согласится.

«Я подумал, что стоит задать вопрос», — объяснил он после гонки. «Я знал, какой будет ответ, еще до того, как спросил, но просто хотел получить маленький проблеск надежды, что, возможно, я смогу вернуть это. Но нет, я знал, что этого не произойдет».

У Стеллы не было проблем с тем, что его пилот высказал эту идею, и он сказал, что на пит-уолле тщательно обдумали самый справедливый способ развития гонки — с одним сценарием, который все еще мог принести пользу Пиастри.

«Как часть того, как мы участвуем в гонках вместе с Ландо и Оскаром, мы всегда говорим нашим пилотам: `Не держите ничего в голове, когда едете`», — сказал он. «`Если у вас есть замечание, если есть предложение, если хотите сообщить нам, о чем вы думаете, просто скажите это. И тогда мы оценим это подробнее, примем решение и вернемся к вам`».

«Так что я думаю, что то, что сделал Оскар, это именно то, к чему мы стимулируем наших пилотов. Он общался, он выразил свое мнение, которое мы оценили. На самом деле, способ, которым мы управляли ситуацией сегодня, учитывая штраф, заключался в том, чтобы позволить Оскару, несмотря на штраф, в случае появления машины безопасности, сохранить лидерство, потому что, если бы была машина безопасности, обе машины заехали бы [вместе] на пит-лейн, и Оскар отбыл бы штраф, пока Ландо ждал бы, и две McLaren выехали бы в том же порядке, в каком заехали».

«Но в тот момент, когда нам нужно было перейти на сухие шины, штраф был отбыт, и на этом этапе мы подумали, что просто должны сохранить естественный порядок, соответствующий штрафу. Поэтому я считаю, что это было справедливо, и я уверен, что Оскар поймет и согласится с этой точкой зрения».

Побочным эффектом штрафа стала значимая домашняя победа для Норриса и сокращение преимущества Пиастри в зачете пилотов всего до восьми очков. Это третья победа Норриса в пяти гонках, поскольку его чемпионская борьба продолжает набирать обороты.

Пиастри был более быстрым пилотом в начале гонки, что делает его разочарование результатом расследования судей понятным, хотя и не полностью оправданным.

«Вся команда проделала очень хорошую работу, машина, очевидно, была мега, и отдавая себе должное, я чувствую, что сегодня я справился хорошо», — сказал он, размышляя. «Это просто делает больнее, когда ты не выигрываешь».

Артем Велесов
Артем Велесов

Артем Велесов – спортивный журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы. Специализируется на освещении хоккея и футбола. Начинал карьеру в региональных СМИ, сейчас – внештатный автор нескольких федеральных изданий.

Последние события спортивного мира