Радиодрама Хэмилтона в Майами: Следствие нехватки темпа у Ferrari

Новости F1

С момента, как Льюис Хэмилтон впервые сел в кокпит Ferrari, было неизбежно, что каждое его радиосообщение, каждое стратегическое решение и результат гонки будут подвергаться тщательному анализу. Такое внимание неизбежно, когда самый успешный пилот в истории Формулы-1 присоединяется к самой знаменитой команде.

На его первой гонке за Ferrari в Австралии относительно простые сообщения о настройках руля стали вирусными, несмотря на вежливые ответы Хэмилтона своему новому гоночному инженеру Риккардо Адами. Неделю спустя, на втором этапе в Китае, трансляция Формулы-1 не показала сообщение, в котором Хэмилтон предлагал пропустить Шарля Леклера, из-за чего пропал ключевой контекст, и остальная часть переговоров звучала так, будто семикратный чемпион мира был против решения о размене позициями.

И вот в воскресенье, в жару Южной Флориды, которая сопровождала одно из самых неубедительных выступлений Ferrari в 2025 году, серия радиосообщений переросла в спор о командных приказах после финиша Гран-при Майами.

Что произошло?

Если отбросить громкие фразы, главной проблемой Ferrari в Майами была нехватка темпа. Радиопереговоры, сомнительные стратегические решения и разочарования во время и после гонки — всё это проистекало из слабого темпа на протяжении всего уикенда. Простой взгляд на итоговую классификацию гонки показывает, насколько плохим был уикенд: Леклер финишировал седьмым, в 57 секундах от победителя Оскара Пиастри, а Хэмилтон — восьмым.

Вместо борьбы с Mercedes и Red Bull Макса Ферстаппена за последние призовые места позади доминирующих McLaren, Ferrari обнаружила, что с трудом сдерживает Карлоса Сайнса на более медленном из двух болидов Williams, в то время как Алекс Элбон напарник Сайнса финишировал на девять секунд впереди Леклера, на пятом месте. Для команды, которая отставала всего на 14 очков от чемпиона прошлого года McLaren, это был очередной жестокий звонок в 2025 году.

Разрыв между предсезонными ожиданиями Ferrari и реальностью гонки только усилил напряжение, когда Леклер и Хэмилтон оказались на одном участке трассы во второй половине гонки. Применив разные стратегии в соответствии со своими стартовыми позициями (Леклер стартовал восьмым на шинах Medium, Хэмилтон двенадцатым на шинах Hard), гонки двух «Гарцующих коней» начали сближаться примерно к 32-му кругу и полностью пересеклись к 38-му кругу.

Хэмилтон догнал Леклера благодаря своевременному пит-стопу с Hard на Medium под виртуальной машиной безопасности, в то время как Леклер сменил свои Medium на Hard в обычных гоночных условиях несколькими кругами позже. Двигаясь рядом на 34-м круге, они совершили обгон Сайнса в стиле «парной игры»: Леклер нырнул мимо Williams в первом повороте, тем самым открыв Хэмилтону возможность проскочить в том же повороте.

Хэмилтон, ехавший на более мягком составе шин с большим потенциалом непосредственного темпа, был быстрее из двух Ferrari на тот момент, но опасался, что портит шины, следуя в аэродинамической тени напарника. Андреа Кими Антонелли на шестом месте был на пять секунд впереди, и Хэмилтон чувствовал, что у него есть шанс догнать пилота Mercedes, если он сможет обогнать Леклера.

«Я просто сжигаю свои шины позади него», — сказал Хэмилтон по командному радио на 36-м круге. «Вы хотите, чтобы я просто сидел здесь всю гонку?»

Адами ответил: «Мы вернемся к вам».

Такие обмены сообщениями стали характерной чертой радиопереговоров Ferrari в последние годы. Пилот, изолированный в кокпите, пока события разворачиваются на скорости 300 км/ч, хочет немедленного решения, но командный мостик, по сути, ставит его на паузу.

Поскольку Сайнс всё ещё был всего в 1,5 секундах позади, стратеги Ferrari опасались, что размен позициями может замедлить обе машины и свести на нет хорошую работу двойного обгона на 34-м круге.

Адами в итоге ответил и сказал: «Мы хотим сохранить DRS для Шарля, продолжайте так. Карлос позади 1,5».

По мере того, как преимущество Хэмилтона в темпе над напарником становилось бесспорным, Ferrari наконец согласилась на размен на 38-м круге, но к тому моменту Хэмилтон, казалось, терял терпение.

«Это не хорошая командная работа, вот всё, что я скажу», — сказал он. «В Китае я пропустил…»

Адами прервал: «Мы меняем машины».

На что Хэмилтон съязвил: «Заодно и чаю попейте, давайте!»

За следующие 12 кругов Хэмилтону удалось сократить отставание от Антонелли вдвое, доведя его до 2,5 секунд, но с каждым кругом его преимущество на шинах над Леклером уменьшалось, и к 44-му кругу две Ferrari снова разделяла одна секунда. Вплоть до обратного размена на 53-м круге из 57, Леклер испытывал те же разочарования, что и Хэмилтон.

«Я думаю, мы должны были обсудить немного больше, прежде чем делать размен, потому что ты пытаешься продержаться до конца на этих шинах», — сказал Леклер после гонки. «Я пытаюсь хорошо работать со своими шинами, и тогда всё становится сложно».

«Я не ожидал, что Карлос будет так близко. Всё это сделало ситуацию немного более сложной, но я думаю, нам есть над чем работать. Как я сказал, нам нужно сделать шаг вперед, и мы должны быть достаточно сильны, чтобы, когда мы окажемся в таких ситуациях, действовать лучше».

Хэмилтон сказал, что круги, проведенные в «пробке» позади Леклера, забрали часть жизни его шин, но всё равно сомневался, хватило бы ему темпа, чтобы догнать Антонелли, если бы первоначальный размен был произведен раньше.

«Я потерял довольно много ресурса шин там, это нормально», — сказал он. «В конце концов, мы боролись за позицию, но было бы здорово, если бы мы могли сделать то, что мы с Валттери [Боттасом, бывшим напарником Хэмилтона в Mercedes] делали в Будапеште много лет назад: пропустить, посмотреть, смогу ли я догнать его, если нет — вернуться назад. Но в конечном итоге это не сработало».

«Смогли бы мы обогнать Mercedes или нет, в конце концов, мы были недостаточно быстры. И, вероятно, отсюда и пошло разочарование».

О тоне своих сообщений Адами во время гонки Хэмилтон добавил: «Это даже не был гнев. Это не было руганью или чем-то подобным. Это было типа: `Прими решение!` Ты сидишь там в кресле, у тебя всё перед глазами, прими решение, быстро. Вот таким я был, это был я, мы в панике, мы пытаемся удержать машину на трассе. Мы быстро обрабатываем информацию».

Когда ему сказали, что его сообщения были самой занимательной частью гонки, Хэмилтон рассмеялся и сказал: «Боже, ну, по крайней мере, всё было в рамках приличия, верно?»

«У меня всё ещё есть огонь в животе. Я чувствовал, как он немного поднимается там. Я не собираюсь извиняться за то, что я боец. Я не собираюсь извиняться за то, что всё ещё этого хочу».

«Я не думал, что решение было принято достаточно быстро. И, конечно, в тот момент ты думаешь: `Давайте!` Но это, по сути, всё. У меня нет проблем с командой или с Шарлем. Я думаю, мы могли бы действовать лучше, но машина не там, где нам действительно нужно быть. В конечном счете мы боремся за седьмое и восьмое места».

Как Ferrari объяснила решение?

После гонки руководитель команды Фредерик Вассёр встретился с Хэмилтоном в гостевой зоне Ferrari, чтобы обсудить события до того, как пилот пообщался с прессой. Француз, у которого близкие отношения с Хэмилтоном уже более двух десятилетий, сказал, что целью разговора было объяснить ход мыслей на пит-уолл, а не упражнение в превентивном PR.

«Моя забота не в том, чтобы он разговаривал с телевидением, а в том, чтобы мы были ясны друг с другом, чтобы в этой ситуации он понял мои ощущения на пит-уолл», — сказал Вассёр. «Он может мне доверять, я могу доверять ему, и то же самое с Шарлем. И когда мне нужно принять решение, я принимаю решение в интересах Ferrari».

Хэмилтон также рассказал о встрече в воскресенье вечером.

«Фред пришел ко мне в комнату. Я просто положил руку ему на плечо и сказал: `Чувак, успокойся. Не будь таким чувствительным`», — сказал он. «Я мог бы сказать гораздо хуже вещи по радио. Вы слышите, что говорили другие в прошлом».

«Частично это был сарказм, но смотрите, вы должны понять, что мы находимся под огромным давлением в машине. Вы никогда не получите самых спокойных сообщений в пылу борьбы».

Вассёр сказал, что задержка с первым разменом между пилотами была связана с тем, что команда хотела проверить, было ли у Хэмилтона истинное преимущество в темпе в результате использования более мягких шин, или он просто извлекал выгоду из нахождения в зоне действия DRS Леклера. Хэмилтон находился в пределах секунды от Леклера (и, следовательно, в зоне DRS) с 35-го по 38-й круг, когда произошел размен, хотя Вассёр утверждает, что на принятие решения ушло всего полтора круга.

«Перейдем прямо к делу: это заняло не так уж много времени», — сказал он. «Это был полтора круга или около того. И когда у нас две машины с разными стратегиями, первое, что мне нужно понять, это быстрее ли [машина Хэмилтона], когда она находится позади, из-за DRS или нет. Это заняло у нас один круг».

Он добавил: «Это не главная история дня, финишировали ли мы 6-7 вместо 7-6 или 6-7 или 7-6. Я бы гораздо больше хотел поговорить о том, почему мы финишировали на минуту позади McLaren».

Может ли Ferrari переломить ситуацию?

В мире спорта доступ к разговорам участников в реальном времени, подобным тем, что происходили по радио Ferrari, встречается редко. Неизбежно в пылу соревнования говорится то, что теряет часть контекста при записи. Важно также отметить, что разочарование Хэмилтона проистекало из стратегических решений команды, а не было направлено непосредственно на Адами, который не мог влиять на решение о размене, несмотря на передачу сообщений.

Тем не менее, процесс принятия решений Ferrari казался запутанным в критический момент гонки, и оба пилота имели полное право высказать свое разочарование и аргументировать свою позицию.

«Нет никаких плохих чувств к Льюису, совсем нет», — сказал Леклер. «Я также понимаю, что Льюис пытается сделать что-то другое, поэтому я это ценю. Я бы сделал то же самое, если бы был на его месте и пытался быть немного более агрессивным с шинами Medium».

«Нам нужно разделить две вещи. Да, нам нужно исправить эти [стратегические] проблемы, которые, вероятно, стоили нам одной позиции, но остальные семь или шесть позиций — это из-за машины, и нам нужно сделать ее лучше».

В этом вопросе команда Ferrari едина: машина просто недостаточно быстра, чтобы бороться впереди.

Ожидается, что пакет обновлений прибудет к предстоящему тройному этапу в Имоле, Монако и Испании. В воскресенье Хэмилтон намекнул на исправление проблем, с которыми он столкнулся с момента дисквалификации его машины на Гран-при Китая из-за слишком низкой посадки.

«Что-то нас сейчас сдерживает», — сказал он. «Мы потеряли производительность с момента Китая — и она там, просто мы не можем ее использовать. Пока мы не найдем решение этой проблемы, мы будем здесь».

«Тем не менее, мы боремся с Williams здесь, поэтому мы явно не так быстры, как хотим быть. Я искренне верю, что когда мы исправим некоторые проблемы с машиной, мы вернемся в борьбу с Mercedes, с Red Bull».

«Это просто должно произойти как можно скорее».

Артем Велесов
Артем Велесов

Артем Велесов – спортивный журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы. Специализируется на освещении хоккея и футбола. Начинал карьеру в региональных СМИ, сейчас – внештатный автор нескольких федеральных изданий.

Последние события спортивного мира