Огненная авария Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна пять лет назад остается одной из самых шокирующих в истории Формулы-1.
Она создала один из самых запоминающихся образов современной Формулы-1, когда тогдашний гонщик Haas выбрался из пламени через 27 секунд, проведенных в ловушке внутри машины. Примечательно, что, учитывая серьезность аварии, француз получил ожоги рук, но никаких других травм.
Выживание Грожана, казалось, бросало вызов логике. Он сильно врезался на высокой скорости, и его машина раскололась надвое. Его машина вспыхнула пламенем, и он провел непостижимо долгое время в горящих обломках. Эта авария и выживание пролили свет на инновации в области безопасности Формулы-1, которые спасают жизни уже много лет.
Авария
На 1-м круге Грожан столкнулся с Даниилом Квятом, когда они отъезжали от шиканы, открывающей трассу Сахир в Бахрейне. Машину Грожана бросило вправо, носом в барьеры. Машина разорвалась на две части: передняя половина прошла через ограждение, в смятую сетку из углеродного волокна, а задняя половина была отправлена в полет вдоль барьеров. Машина мгновенно вспыхнула.
Расследование FIA аварии позже установило, что Грожан врезался в барьер на скорости 192 км/ч (119 миль/ч), под расчетным углом рыскания 22 градуса от нормального направления движения. Результирующая пиковая сила была эквивалентна 67 G. Чтобы понять это в перспективе, гонщик испытывает около 6 G при резком торможении с максимальной скорости.
Грожан смог выбраться из машины самостоятельно. К тому моменту, как он это сделал, медицинская машина Формулы-1 уже прибыла на место происшествия, и доктор Ян Робертс был там, чтобы помочь вытащить Грожана в безопасное место. Это был едва ли веримый визуальный момент, но выживание француза, его появление из пламени, было заслугой многочисленных технологических инноваций, разработанных FIA и Формулой-1 в последние десятилетия.
Как оказалось, жизнь Грожана была спасена несколько раз за доли секунды благодаря многочисленным технологическим решениям.
Кокон из углеродного волокна
Самое очевидное место для начала — это капсула выживания. Также известная как монокок, она стала одним из самых важных элементов оборудования безопасности в современной Формуле-1. Она широко используется с начала 1980-х годов, впервые появившись на McLaren Джона Барнарда в 1981 году.
Краш-тесты, которым команды подвергаются перед началом сезона, сосредоточены на этой части машины, и сегодня монокок является последней линией защиты между гонщиком и трассой. Вероятно, он спас больше жизней, чем ему отдают должное.
До появления монокока из углеродного волокна кабина вокруг машины Грожана превратилась бы в фарш. По всей вероятности, его ноги и туловище стали бы основным амортизатором в такой аварии.
Монокок, построенный как кокон, изготовлен из тканого углеродного волокна и смолы, и спроектирован так, чтобы быть неразрушимым. Авария Грожана стала лучшим примером этого, оставшись целым при ударе почти в 67 G, даже несмотря на то, что сам Haas VF-20 раскололся пополам. Грожан остался прочно внутри капсулы безопасности, его тело было защищено от серьезных травм.
Устройство HANS
Когда машина Грожана совершала быстрые замедления, связанные с такими ударами, в действие вступила еще одна инновация.
Устройство поддержки головы и шеи (HANS), надеваемое на шею гонщиков, может показаться громоздким, когда гонщики впервые выбираются из кабины, но его роль essential. Устройство HANS, по сути, предотвращает быстрые или неконтролируемые движения головы, предотвращая хлыстовые травмы или что-то еще хуже. В аварии, связанной с такими силами, устройство HANS может предотвратить переломы шеи и черепа.
HANS не был повсеместно принят, когда был представлен — печально известная смерть Дейла Эрнхардта на Daytona 500 в 2001 году ускорила его принятие как essential части кабины гоночного автомобиля. Поскольку ноги и туловище Грожана были защищены капсулой выживания, а шея — устройством HANS, еще одна некогда оклеветанная технология проявила себя в том, что могло стать ее лучшим часом.
Halo: от скептика к верующему
Возможно, самым значительным нововведением в области безопасности в недавней истории Формулы-1 стало устройство Halo, которое коренным образом изменило спорт. С момента своего появления в 1950 году автомобили Формулы-1 имели открытые кабины. Стремление к дополнительной защите гонщиков усилилось в 2009 году, когда Генри Сёртис погиб от летящей шины в гонке Формулы-2, незадолго до того, как Фелипе Масса получил травму, угрожавшую жизни, когда ослабленная винтовая пружина ударила его по голове во время практики перед Гран-при Венгрии.
7-килограммовое титановое устройство было разработано, чтобы выдерживать 12 тонн силы. В преддверии внедрения halo в 2018 году FIA заявила, что на него можно уронить один из знаменитых лондонских красных автобусов, и он не сломается. Технология разделила мнения. Грожан был яростным критиком, говоря: «Я не думаю, что ему есть место в Формуле-1».
В тот день в Бахрейне halo оказался жизненно важным. В эпоху до halo голова Грожана была бы открыта для ограждения, в которое врезался его автомобиль на скорости 119 миль в час. Несомненно, это был один из аспектов технологии, который спас ему жизнь. Это был переломный момент в отношении Грожана к этому устройству.
Опубликовав сообщение из больничной койки на следующий день, Грожан написал: «Я не был за Halo несколько лет назад, но я думаю, что это величайшее, что мы привнесли в Формулу-1, и без него я не смог бы говорить с вами сегодня».
Извлечение
В основе устройства halo лежит тест на извлечение. Перед началом сезона все гонщики должны уметь отстегнуться, покинуть кабину и освободиться от машины за 10 секунд. Реальный тест Грожана оказался несколько медленнее. Когда его машина остановилась, он пришел к ужасному осознанию: он застрял внутри машины из-за своего левого ботинка. Окруженный пламенем и дезориентированный, его нога не высвобождалась, пока он не вытащил ее из ботинка.
Учитывая обстоятельства, неудивительно, что ему потребовалось три попытки, чтобы выбраться из машины, но хореография извлечения настолько вбита в головы гонщиков, что стала второй натурой. Грожан продержался 28 секунд, а не 10, и все же выбрался живым.
Противопожарная защита
Визуально самой шокирующей частью аварии был огромный огненный шар, который вспыхнул, когда машина прорвалась через барьеры. То, что Грожан отделался лишь ожогами рук, считалось minor miracle. В предыдущие десятилетия гонщики получали ужасные травмы, связанные с огнем, в авариях.
Температура пламени, в котором оказался Грожан, может колебаться от 800 до 1000 градусов Цельсия. Гонщик Haas был одет в костюм Alpinestars из Nomex, огнестойкого материала, используемого в гоночных комбинезонах на протяжении десятилетий.
Новая конструкция костюма была разработана для сезона 2020 года, с уверенностью, что одежда может предотвратить серьезные травмы от таких экстремальных температур в течение примерно 18 секунд. 27 секунд Грожана в машине намного превысили этот показатель. В 2021 году FIA разработала новые перчатки, определив эту область как одно из немногих оставшихся слабых мест, которые выявила его авария. Руководящий орган продолжает добиваться успехов в этой области с тех пор.
Секунды имеют значение: медицинская машина и спасательная команда
В Формуле-1 есть своеобразная традиция, которая на первый взгляд может показаться неуместной в спорте, построенном на скорости. В начале каждой гонки есть дорожная машина, намеренно следующая за пелотоном: медицинская машина Формулы-1. Управляемая Аланом ван дер Мерве, с доктором Яном Робертсом на пассажирском сиденье, задача машины проста: как можно быстрее добраться до места любой аварии на первом круге.
Эта странность, возможно, спасла жизнь Грожану.
В тот момент, когда его машина исчезла в вспышке оранжевого пламени, медицинская машина ускорилась. Через 11 секунд Ван дер Мерве припарковался у обломков. Робертс побежал к пылающему аду с огнетушителем, не зная, жив ли еще гонщик внутри. Когда Грожан появился, выбираясь из огня, Робертс помог оттащить его от обломков.
Вокруг них маршалы заливали место происшествия огнетушителями, придавая сцене сюрреалистический, почти театральный оттенок. Однако это было не представление, а всего лишь молниеносные действия, спасшие жизнь.





