Инцидент под конец Гран-при Испании возродил репутацию Макса Ферстаппена как «Безумного Макса», затмив его сильное выступление в начале гонки. Его впечатляющее пилотирование в начале гонки было омрачено спорным моментом ближе к финишу. После того как команда попросила его пропустить Джорджа Расселла, Ферстаппен замедлился, а затем, похоже, направил машину в бок болида соперника.
В комнате для топ-3 после гонки реакция других пилотов на повтор инцидента была красноречивой. Шарль Леклерк воскликнул «О боже мой», Оскар Пиастри просто сказал «Вот это да», а Ландо Норрис пошутил, что делал подобное «в Mario Kart».
Многим в паддоке это показалось преднамеренным действием, моментом, когда Ферстаппена захлестнули эмоции, что вылилось в абсурдное мгновенное решение. На вопрос после гонки, было ли это преднамеренно, Ферстаппен дал дерзкий и, возможно, разочаровывающий для четырехкратного чемпиона мира ответ: «Это имеет значение?».
Многие бы поспорили, что имеет. Джордж Расселл, чей болид пострадал от удара в бок, не сомневался в истинных намерениях голландца.
«Если честно, это казалось очень преднамеренным», — сказал Расселл в воскресенье вечером. «Это немного обидно, потому что Макс явно один из лучших пилотов в мире, но такие маневры просто абсолютно ненужны и как бы подводят его. Обидно за всех молодых ребят, которые смотрят на него и стремятся стать пилотами Формулы-1».
Он был одним из немногих, кто в тот вечер старался преуменьшить случившееся. Бывший чемпион мира Нико Росберг, выступая в качестве эксперта, был одним из самых откровенных, заявив, что маневр Ферстаппена должен был привести к безусловной дисквалификации.
«Это выглядело как очень преднамеренная месть», — сказал чемпион 2016 года. «Ждать соперника, чтобы врезаться в него, просто потому, что тебе показалось, что другой врезался в тебя в первом повороте. Это абсолютно неприемлемо, и я думаю, по правилам это должен был быть черный флаг, да. Если ты ждешь соперника, чтобы ударить его, это черный флаг».
Вместо этого Ферстаппен получил 10-секундный штраф, который отбросил его на 10-е место на финише, и три штрафных балла к его суперлицензии. Теперь он всего в одном балле от дисквалификации на одну гонку. Это означает, что ему нужно безупречно провести предстоящие гонки в Канаде и Австрии, прежде чем количество баллов за 12-месячный период снова уменьшится.
Наследия двух бывших чемпионов мира запятнаны инцидентами с преднамеренными действиями против других пилотов. Айртон Сенна выиграл чемпионат 1990 года, выбив болид Алена Проста в Японии, а Михаэль Шумахер выиграл один титул в 1994 году и потерял другой в 1997 году в столкновениях с пилотами Уильямс Дэймоном Хиллом и Жаком Вильнёвом соответственно.
По крайней мере, Сенна и Шумахер могли утверждать, что их худшие моменты произошли, когда на кону был титул. Инцидент Ферстаппена произошел в борьбе за четвертое место.
Как это случалось снова и снова в его насыщенной карьере, пилотаж Ферстаппена станет главной темой обсуждений перед Гран-при Канады. Его ответ на вопрос журналиста и шутка, когда ему рассказали о комментариях Расселла о том, что его маневр является плохим примером для детей, смотрящих Ф1 («В следующий раз принесу салфетки»), казалось, намекали, что он может отнестись к этому вновь возникшему вниманию легкомысленно. (В понедельник, после публикации, Ферстаппен проявил раскаяние, признав, что столкновение с Расселлом «было неправильным» и «не должно было случиться»).
Большинство тех, кто следит за Ф1 в последнее время, видели многочисленные примеры его превосходства на трассе. Его потрясающая победа в Бразилии в прошлом году, возможно, одно из лучших выступлений в современной истории спорта. Его поул-круг в Сузуке в этом сезоне был назван одним из лучших, что когда-либо видела Формула-1. Его потрясающий обгон Пиастри за лидерство на Гран-при Эмилии-Романьи две недели назад войдет в историю как один из величайших обгонов. Все это справедливая похвала.
Критика за более темную сторону его гоночного стиля так же справедлива.
Столь много хорошей работы, проделанной Ферстаппеном в последние сезоны для укрепления своего наследия как одного из величайших талантов спорта, было омрачено в воскресенье одним моментом неосторожности. Из всех людей именно Расселл — в прошлом откровенный критик Ферстаппена — лучше всего подытожил разочарование от наблюдения за блестящим, но несовершенным четырехкратным чемпионом мира.
«Макс такой потрясающий пилот, и многие люди смотрят на него снизу вверх, просто жаль, что такие вещи продолжают происходить», — сказал пилот Мерседеса. «Это абсолютно ненужно, и кажется, это никогда не приносит ему пользы».
Расселл сослался на двойственность Ферстаппена, приведя разные примеры: различные конфликтные моменты с Норрисом в прошлом году и его потрясающий обгон Пиастри за лидерство в Имоле две недели назад.
«В Остине в прошлом году вы видите одни из лучших маневров в истории, а затем едете в Мексику, и он немного подводит себя. Вы едете в Имолу, видите один из лучших обгонов за долгое время, а затем происходит вот это. Это стоило ему и его команде много очков».
Точка кипения
Разочарование Ферстаппена тихо нарастало задолго до его столкновения с Расселлом. Отчет FIA с объяснением его 10-секундного штрафа, вероятно, не принес много утешения.
Основываясь на предыдущих инцидентах в этом сезоне, Red Bull полагала, что стюарды прикажут Ферстаппену вернуть позицию Расселлу, поэтому команда заблаговременно попросила своего ведущего пилота сделать это. В заявлении FIA отмечалось, что стюарды не имели такого намерения. Red Bull была сбита с толку этим в воскресенье вечером, и было разочарование, что назревающее недовольство Ферстаппена вылилось в совершенно предотвратимую ситуацию.
Это признание FIA подлило масла в огонь для Red Bull, чей звонок перевести Ферстаппена на жесткие шины в конце гонки сделал его легкой мишенью для Леклерка и Расселла, которые перешли на мягкие, чтобы атаковать его на рестарте, и запустило цепочку событий, кульминацией которых стал дорогостоящий конфликт. Ферстаппен выругался по радио, когда увидел шины, которые команда поставила на его машину на последнем пит-стопе; из-за стратегии с тремя пит-стопами, которую команда выбрала в начале гонки для машины №1, это было все, что у него осталось в запасе.
В Red Bull чувствовали, что новые жесткие шины были лучшим вариантом, чем оставаться на трассе, унаследовать лидерство и сражаться с атакующими позади машинами с шинным недостатком. Ни один из вариантов не был идеален в данных обстоятельствах, но в выборе между защитой лидерства на слегка изношенных мягких шинах и защитой третьего места на новых жестких против соперников на новых мягких, Red Bull выбрала более сложный из двух — тем более, что после рестарта оставалось всего шесть гоночных кругов.
«Макларены обошли бы его», — настаивал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер в воскресенье, говоря о перспективе остаться на трассе и защищать лидерство. Вероятно, правда, но из всех пилотов в Формуле-1 Ферстаппен, известный своим жестким подходом к колесо-в-колесо борьбе, возможно, единственный, на кого можно было бы положиться, чтобы удержать лидерство в этой ситуации. «Вы сталкиваетесь с выбором между совершенно новым комплектом и комплектом восьми кругов, который испытал некоторую нагрузку. С 20/20 задним числом очень легко сказать: оставайтесь на трассе».
Трудно избежать ощущения, что противоречие с Ферстаппеном было полным беспорядком, созданным самой Red Bull.
Еще до столкновения с Расселлом были признаки нарастающего разочарования Ферстаппена. Он никогда не стеснялся открыто говорить о недостатках машины Red Bull этого года. Во время Гран-при Монако он пошутил по радио, что его сцепление ощущается так, будто оно с гонки 1972 года. Когда Ферстаппен пожаловался на похожую часть машины в воскресенье в Барселоне, гоночный инженер Джанпьеро Ламбьязе снова упомянул тот комментарий, на что Ферстаппен предложил, что теперь, возможно, оно ощущается так, будто оно как минимум с 1974 года. За день до этого он защищал испытывающего трудности Юки Цуноду, говоря голландским СМИ, что его японский товарищ по команде не «Pannenkoek» (голландское сленговое слово, означающее «блин», в смысле бесполезный или некомпетентный человек) и снова намекая, что повторяющиеся неудачи талантливых пилотов выжать максимум из другой машины Red Bull говорят о том, что команда разработала крайне неприятную машину для гонок.
Именно здесь глубинное разочарование Ферстаппена, вылившееся наружу, становится особенно интересным.
Хотя у него контракт до 2028 года, до сих пор есть те в паддоке, кто убежден, что он покинет команду раньше. Сообщается, что владелец Aston Martin Лоуренс Стролл очень заинтересован в том, чтобы привлечь четырехкратного чемпиона мира в свою команду. Много говорилось о предполагаемом пункте в контракте Ферстаппена, позволяющем ему покинуть Red Bull, если к летнему перерыву в августе он окажется ниже четвертого места в личном зачете. Учитывая, что он покинул Барселону с одним очком и с потенциальной дисквалификацией на одну гонку в случае дальнейших неприятностей, это вдруг кажется менее надуманным, чем до выходных.
Босс Mercedes Тото Вольфф был интересным наблюдателем в воскресенье вечером. Два человека, участвовавшие в спорном инциденте, представляют собой конфликт идей, которые, должно быть, давно крутились в голове Вольффа.
Несмотря на его блестящую форму в этом сезоне, Расселл до сих пор не подписал контракт с Mercedes после 2025 года — в паддоке циркулируют противоречивые слухи о том, насколько стороны близки к соглашению. Какой бы ни была правда, известно, что Вольфф вынашивал желание привести Ферстаппена в свою команду, и пока контракт Расселла не подписан, вариант сотрудничества голландца с бывшей командой Льюиса Хэмилтона остается правдоподобным.
Любопытно, что, учитывая склонность Вольффа страстно занимать четкую позицию, когда спорный инцидент касается одного из его пилотов, на этот раз он оставался на нейтральной стороне и, возможно, весьма показательно, не захотел обвинять Ферстаппена.
«Я имею в виду, если это была агрессия на дороге, что я не могу представить, потому что это было слишком очевидно, то это нехорошо», — сказал Вольфф в воскресенье. «Но дело в том, что я не знаю, к чему он стремился. Хотел ли он пропустить Джорджа, а затем немедленно обогнать? Поставить машину, машину Джорджа впереди, а затем, как в старых играх с DRS, пропустить его нужным образом? Или… для меня это просто непостижимо [если это было преднамеренно]. Но опять же, я не знаю точно, каковы были мотивы, и я не хочу судить об этом и говорить, что это была агрессия на дороге. Посмотрим, каковы будут его аргументы. Это было неприятно».