Даже без столкновения между Ландо Норрисом и Оскаром Пиастри за четыре круга до финиша, Гран-при Канады стал бы уик-эндом, который лидер чемпионата McLaren захотел бы поскорее забыть. Воскресные празднования на подиуме впервые в этом году прошли без гонщика в оранжевой раскраске, а стартовая решетка несколькими часами ранее впервые не включала ни одной машины команды из первого ряда.
Нестандартные результаты почти всегда встречаются в кампаниях, где одна команда доминирует в остальном — вспомните единственный шокирующий уик-энд Red Bull в Сингапуре 2023 года, когда они выиграли 21 другую гонку. Однако часто именно такие гонки оказываются самыми показательными. С точки зрения скорости, Гран-при Канады 2025 года был далек от полного провала для McLaren, которые оставались в нескольких секундах от подиума вплоть до столкновения Норриса с Пиастри на старте 67-го круга. Тем не менее, этот уик-энд определенно продемонстрировал, что на пути к концу сезона могут возникнуть трудности.
Перед приездом в Канаду команда McLaren ожидала, что конфигурация трассы в Монреале — с ее длинными прямыми, прерываемыми шиканами, требующими быстрых смен направления движения, — не позволит в полной мере продемонстрировать сильные стороны их болида. И хотя в Уокинге, Англия, не бьют тревогу по этому поводу, такой результат, безусловно, добавит некоторого осторожного оптимизма среди соперников McLaren.
Руководитель команды Андреа Стелла не стал отрицать недостаточную производительность машины на этой трассе. Он объяснил, что одной из причин стало осознание того, что машине не удавалось генерировать достаточное сцепление. По его мнению, это связано с тем, что, несмотря на наличие медленных поворотов, в Монреале очень много работы с тормозами и акселератором. Как таковой фазы середины поворота практически нет. Гонщики либо интенсивно тормозят, либо ускоряются, и в обеих этих условиях машине изначально было немного тяжело.
Если конфигурацию трассы в Канаде поместить на один конец шкалы типов трасс в календаре Формулы-1, то Автодром Барселона-Каталунья, где McLaren одержала победу с дублем за две недели до этого, скорее всего, окажется на другом. Именно на испанской трассе, с ее скоростными затяжными поворотами, в этом году наиболее ярко проявились выдающиеся прижимная сила и баланс болида McLaren, позволившие им опередить ближайших соперников в квалификации более чем на 0.4 секунды.
Более того, способность McLaren беречь шины от перегрева и тем самым ограничивать снижение производительности по ходу гонки, также заметная в Испании, в Канаде оказалась практически неактуальной. Управление износом шин было сильной стороной McLaren на протяжении всего сезона 2025 года и остается характеристикой, которую стремятся повторить все команды на стартовой решетке. Однако гладкое покрытие трассы в Монреале означало, что этот фактор почти не играл роли в воскресенье.
Вместо борьбы с перегревом, гонщики сталкивались с явлением, известным как гранулирование (грэйнинг), когда поверхность шины расслаивается в начале ее жизненного цикла, образуя комочки резины, которые снижают уровень сцепления. Эта проблема была особенно заметна на передней левой шине Пиастри по ходу гонки — хотя он страдал от нее не один.
Относительные трудности McLaren открыли возможность для соперников воспользоваться ситуацией. И так случилось, что те же характеристики трассы, которые мешали лидерам чемпионата, помогли Mercedes раскрыть значительный потенциал своего болида. «Серебряные стрелы» воспользовались этим, одержав победу силами Джорджа Рассела, а Кими Антонелли завоевал свой первый подиум в начале карьеры, заняв третье место.
Одна из основных трудностей, с которой сталкивалась Mercedes с момента введения текущего технического регламента в 2022 году, заключалась в поиске настроек, обеспечивающих хороший баланс как в медленных, так и в скоростных поворотах. Болиды этого поколения имеют тенденцию к недостаточной поворачиваемости в медленных виражах, в то время как попытки увеличить прижимную силу спереди рискуют нарушить баланс машины, делая заднюю часть резкой и непредсказуемой в быстрых поворотах.
За последний год Mercedes добилась заметного прогресса в улучшении баланса своего болида, но изобилие одного типа поворотов (медленных) в Монреале упростило задачу. Если удается подобрать настройки для прохождения четырех шикан и шпильки в 10-м повороте, то значимых скоростных виражей, способных создать проблемы, на трассе больше нет.
Еще одно преимущество отсутствия затяжных скоростных поворотов заключается в том, что намного проще контролировать температуру шин. Быстрые смены направления между барьерами в Монреале требуют уверенности гонщика и стабильной машины при торможении, но они недостаточно продолжительны, чтобы создать серьезную нагрузку на резину.
Добавьте к этому гладкое покрытие трассы, и шины не были так склонны к перегреву — даже при температуре асфальта в 50 градусов Цельсия в день гонки.
Руководитель команды Mercedes Тото Вольфф, когда его попросили объяснить сильную производительность машины в этот уик-энд, отметил, что Монреаль всегда был хорош для них. Здесь отсутствуют типичные скоростные повороты, где они больше страдают от перегрева. Это одна причина, а вторая — довольно гладкий асфальт здесь, который менее абразивен и, следовательно, менее разрушителен для их машины, страдающей от износа и перегрева задних шин.
Также в Монреале Mercedes использовала новую конфигурацию задней подвески, которая до этого применялась только на тренировках в Имоле, но была снята с машины на оставшуюся часть уик-энда Гран-при Эмилии-Романьи. Она была разработана с учетом проблем Mercedes с температурой шин. И хотя в Канаде она, вероятно, принесла некоторую пользу, для признания ее настоящим прорывом команде потребуется проверить ее на более требовательной трассе.
Вольфф объяснил, что новую геометрию задней части привезли специально для решения проблемы перегрева поверхности задних шин. Он добавил, что в Имоле они не были до конца уверены в результатах, и тогда снять ее было правильным решением. Использовать ее здесь, по его словам, тоже правильно, потому что, надеюсь, направление развития в долгосрочной перспективе верное. Однако он подчеркнул, что никогда не бывает одного волшебного решения, которое превращает машину из кандидата на подиум в лучшем случае в доминирующего победителя.
Рассел добавил: «Мы не питаем иллюзий, что эта трасса так же идеально подошла сильным сторонам нашей машины, как в прошлом году. Но на большинстве трасс, мы знаем, что это своего рода вызов, и именно поэтому это первый уик-энд, когда мы оба оказались на подиуме. Но здорово видеть, что когда у нас появляется такой шанс, мы им пользуемся.»
Все это означает, что воскресный результат, скорее всего, является лишь случайным сбоем для McLaren, а не настоящим поворотным моментом в чемпионате. Тем не менее, это доказательство того, что в оставшейся части сезона 2025 года все еще есть потенциал для сюрпризов.