Победа Ферстаппена в Баку заставила McLaren услышать тему из «Челюстей»

Новости F1

БАКУ, Азербайджан — Макс Ферстаппен снова продемонстрировал свой класс. Формула-1 настолько привыкла к его величию, что идея о том, что голландец может побороться за титул 2025 года, не кажется такой уж невероятной, даже несмотря на отставание в 69 очков от лидера чемпионата при семи оставшихся гонках.

Безупречный уик-энд Ферстаппена на Гран-при Азербайджана, включавший поул-позицию, самый быстрый круг и победу в гонке, контрастировал с хаотичным и полным ошибок выступлением команды McLaren. Лидер чемпионата Оскар Пиастри выбыл из квалификации, а затем и из гонки на первом круге, покинув Баку без очков. Его напарник и соперник по титулу Ландо Норрис, казалось, упустил золотые возможности усилить давление как в субботу, так и в воскресенье. Кроме того, команда во второй уик-энд подряд затянула с решающим пит-стопом. Это был на удивление неаккуратный уик-энд для команды, доминировавшей большую часть сезона.

Выступление Ферстаппена в квалификации заставило руководителя McLaren Андреа Стеллу заявить в субботу вечером — когда Ферстаппен отставал на 94 очка — что он абсолютно уверен в участии голландца в борьбе за титул. Через сутки Стелла подтвердил свои слова.

«Безусловно, Макс является претендентом на чемпионство среди пилотов», — сказал Стелла. «Мы это знали и получили подтверждение сегодня».

На бумаге, по крайней мере, математика предполагает обратное.

Победа Ферстаппена и нулевой результат Пиастри означают, что теперь Макс отстает от австралийца на 69 очков и на 44 очка от Норриса, который с трудом финишировал седьмым после очередного разочаровывающего выступления. Оба разрыва огромны, учитывая, что за победу гонщик получает 25 очков, но Ферстаппен сократил отрыв от Пиастри на 35 очков только за последние две гонки.

Сам Ферстаппен не стал поддаваться предположениям о том, что он теперь является претендентом на титул.

«Осталось семь гонок, и это все еще 69 очков? Это много», — сказал он в воскресенье вечером. «По сути, все должно пройти идеально с моей стороны, а затем мне понадобится немного удачи и с их стороны, так что это все еще очень сложно».

Ферстаппен — явный аутсайдер, и он имеет полное право скептически относиться к тому, что его внезапно называют претендентом на титул. Для того чтобы это стало реальностью, в следующих нескольких гонках должна появиться определенная закономерность результатов. Но то, что Формула-1 вообще ведет такой разговор, многое говорит о восприятии Ферстаппена в спорте.

Недавние выступления заставили таких соперников, как Фернандо Алонсо и Габриэль Бортолето, говорить о четырехкратном чемпионе мира так, будто он из другого измерения. Аура, которую он создал вокруг себя в последние годы — особенно в 2024 году и на протяжении большей части текущего сезона, с сильными выступлениями в машинах, которые считаются трудными в управлении, — означает, что его нельзя полностью списывать со счетов. Формула-1 уже видела, как Ферстаппен совершал длинные победные серии — включая рекордную серию из 10 гонок в 2023 году, — и любая подобная серия прочно утвердила бы его в качестве «темной лошадки» в концовке сезона.

Но, что еще более показательно для McLaren, тот факт, что статус Ферстаппена как «темной лошадки» имеет какую-либо легитимность, говорит о другом. Несмотря на победу в Кубке конструкторов в прошлом году (звание, которое команда сохранит в ближайшие месяцы) и борьбу между Пиастри и Норрисом в этом году, это наводит на мысль, что идея хрупкости McLaren также не так уж надуманна. Баку ощущался как точка сильного давления, и команда не справилась. То, как Пиастри, Норрис и McLaren в целом отреагируют сейчас, во многом определит, как будет выглядеть чемпионат дальше.

Нервозность McLaren в борьбе за титул?

Два претендента на титул из McLaren большую часть уик-энда выглядели не лучшим образом. Нехарактерное для Пиастри количество ошибок в Баку стало настоящим сюрпризом. Редко можно увидеть, чтобы лидер чемпионата так сильно оступался.

Несмотря на то, что Норрис набрал на шесть очков больше, чем его напарник и соперник (сократив отставание от Пиастри до 25 очков), его уик-энд каким-то образом ощущался хуже. Это мало что сделало для того, чтобы развеять репутацию англичанина, который, кажется, часто не дотягивает до максимума, когда ставки высоки.

Макс Ферстаппен в Баку
Макс Ферстаппен потенциально вернулся в борьбу за титул F1, проведя безупречный уик-энд в Азербайджане.

Справедливая оценка двух пилотов McLaren в этом году заключается в том, что, хотя ни один из них не был регулярно быстрее другого, один (Пиастри), безусловно, совершал меньше ошибок. Вот почему ужасный уик-энд Пиастри ощущался как золотая возможность для Норриса. Перевес в очках должен был быть намного больше, особенно с учетом запутанной стартовой решетки, которую дала дикая квалификация в субботу. С лучшим кругом в квалификации или более сильной гонкой после аварии Пиастри, Норрис мог бы полностью изменить динамику борьбы за чемпионство.

Норрис не любит размышлять об упущенных моментах. Когда его спросили, ощущался ли уик-энд как упущенная возможность или как использованная, учитывая различные точки зрения на результат, он ответил: «Я делаю все возможное в каждой гонке. Если смотреть на это так, каждая гонка, в которой я финишировал вторым или хуже в этом году, была упущенной возможностью. Мне все равно, как на это смотрят люди».

Вероятно, многое говорит о том, что ровно 12 месяцев назад, когда McLaren был оснащен более быстрой машиной, Норрис покинул Гран-при Азербайджана, отставая от Ферстаппена на 69 очков. В отличие от сегодняшнего дня, не было сомнений в динамике на трассе: Red Bull сходил с дистанции, а McLaren и Ferrari стали машинами, которые нужно было побеждать. Несмотря на это, чемпионская угроза Норриса никогда не казалась реалистичной, даже когда отрыв сокращался в последующих гонках. Сравните это с тем фактом, что даже босс команды Норриса считает Ферстаппена претендентом с таким же отставанием, и это многое говорит о различном восприятии двух гонщиков.

Вероятно, многое будет сказано о настроении Пиастри в воскресенье вечером. Австралиец казался очень спокойным, учитывая, как прошел его уик-энд. Проведя некоторое время, сидя за пределами пятого поворота и наблюдая за гонкой по мобильному телефону, Пиастри вернулся в зону для прессы и был в относительно приподнятом настроении. Он признал, что плохой круг Норриса в Q3 в субботу означал, что «могло быть и хуже», и именно так он вел себя и в воскресенье вечером. Его внимание было сосредоточено на том, чтобы забыть этот неаккуратный уик-энд.

«Никогда не чувствуешь себя прекрасно после такого уик-энда, но в конечном итоге я чувствовал, что темп все еще был хорошим», — сказал Пиастри. «Я думаю, что редко совершаю так много ошибок в исполнении, поэтому очень сосредоточен на том, чтобы оставить это позади».

«Ничего особенного не произошло. Зависит от того, как вы хотите на это посмотреть. Для меня, если бы я чувствовал себя в совершенно другом состоянии духа, тогда было бы легче свалить вину на это. И это тоже проблема, которую нужно исправлять, я полагаю. Этот уик-энд ощущался как любой другой уик-энд, просто, к сожалению, было слишком много ошибок от начала до конца».

Стелла отметил, что Пиастри уже казался совершенно спокойным по поводу уик-энда к моменту их разговора. Стелла, который долгое время работал с великими талантами F1 в качестве инженера в Ferrari в начале своей карьеры, сравнил уик-энд австралийца с уик-эндами одного из величайших спортсменов всех времен.

«Я работал с многократными чемпионами, и в сезоне — каждом сезоне, даже самом доминирующем — даже у одного из лучших гонщиков в истории Формулы-1, таких как Михаэль Шумахер, я видел подобные события», — сказал Стелла. «События, из которых вы извлекаете максимум — это уроки, потому что по некоторым причинам все становится сложно, и как только вы неправильно оцениваете доступное сцепление, вы сильно наказываетесь».

«Так что, единичный уик-энд, в котором дела не пошли по его плану, и в конечном итоге ему пришлось пересмотреть свою потерю. Это не удивительно, не исключение, и нам не стоит беспокоиться об этом, потому что это случалось почти со всеми чемпионами, даже с теми, у кого лучший послужной список».

Стелла прав, никто не может быть безупречным все время, но тот, кто так часто безупречен, — это человек, которого он назвал новым «темным лошадкой» в борьбе за титул: Ферстаппен.

Ферстаппен набирает обороты

Комментарии Стеллы о том, что Ферстаппен участвует в чемпионской гонке, возможно, были призваны переориентировать его собственную команду не меньше, чем что-либо еще.

Уверенные двойные победы Ферстаппена в Монце и Баку стали первым серьезным внешним давлением, которое McLaren ощутила за последние месяцы. Ранее в этом году Ферстаппен был «третьим лишним» в борьбе за титул лишь на короткое время, но он не выигрывал между Имолой в апреле и Монцей в начале этого месяца. В течение этого периода большая часть драмы, с которой сталкивалась McLaren, происходила внутри команды, в борьбе между пилотами: им приходилось балансировать, пытаясь обеспечить справедливость между своими двумя гонщиками, столкновение Норриса с Пиастри в Канаде, необходимость сдерживать Пиастри после почти столкновений с Норрисом в Австрии и Венгрии, сход Норриса в Нидерландах, а затем хаос с последовательностью пит-стопов, медленные остановки и обмены позициями между парой в Монце две недели назад, и это лишь некоторые примеры.

Сочетание значительного прогресса Red Bull на трассе, в основном приписываемого новому днищу, представленному командой на Гран-при Италии, и убедительного характера двух побед Ферстаппена с тех пор, ощущается как то, что кто-то поставил музыкальный автомат у гаража McLaren, включил культовую тему из фильма «Челюсти» и медленно увеличивает громкость. Ферстаппен кружит вдалеке, и теперь, после Баку, в воде появилась кровь. Не так много, но для такого гонщика, как Ферстаппен, с хладнокровной жилкой, этого достаточно.

Он никогда не отличался громкими заявлениями, и вы не увидите, чтобы он пока что зацикливался на чемпионской перспективе.

«Я не полагаюсь на надежду», — сказал он в воскресенье вечером. «Я просто иду гонка за гонкой, что я, в общем-то, делал весь сезон — просто стараюсь делать все возможное, стараюсь набрать как можно больше очков. А потом, после Абу-Даби, мы узнаем».

К счастью для Ферстаппена, Red Bull и поклонников F1, нам не придется ждать до заключительного Гран-при Абу-Даби, чтобы узнать, насколько обоснованы опасения Стеллы. Следующая гонка, Гран-при Сингапура, имеет редкую особенность в Формуле-1 как место, где Ферстаппен никогда не побеждал. Это была «неудачная» трасса для команды из Милтон-Кинс; победа Серхио Переса в 2022 году там была настолько неожиданной, что помогла укрепить его старую репутацию как короля городских трасс.

«Я надеюсь [Ферстаппен претендент на титул], но я подумаю об этом после Сингапура», — сказал советник Red Bull Racing Гельмут Марко австрийскому каналу ORF в воскресенье. «Если мы будем конкурентоспособны в Сингапуре, то, возможно, сможем начать мечтать. Это не только высокая прижимная сила, там всегда чертовски жарко, что нашей машине тоже не очень нравится. Так что это будет настоящий показатель того, где мы находимся».

Если Red Bull выиграет в Сингапуре, вам действительно придется поверить Стелле на слово. Идея о том, что Ферстаппен будет доминировать с этого момента до конца календаря, не будет абсурдной: он настолько хорош, и он был настолько хорош так долго раньше. Ферстаппен — это тот талант, который может стать непобедимым очень быстро в правильной машине.

Что касается досадного отставания в 69 очков, у Ферстаппена есть кое-что в запасе, чего нет ни у одного из пилотов McLaren: он вряд ли в ближайшее время потеряет очки из-за своего напарника. Сочетание того, что Red Bull внезапно становится машиной, которую нужно побеждать, и Пиастри с Норрисом, сражающиеся друг с другом без серьезных ограничений, узаконит идею о том, что Ферстаппен в гонке, давая ему регулярные возможности сокращать значительные отрезки отставания.

Это все еще кажется причудливым, но когда вы связываете это с именем Ферстаппена, становится ясно, почему эта музыка должна становиться все громче и громче в голове Стеллы.

McLaren прибыла в Азербайджан, надеясь досрочно завоевать Кубок конструкторов, что стало бы самым ранним достижением за всю историю. Этот чемпионат уже практически в кармане на еще один год, даже если пока не официально, но покидая Баку, команда делает это с неясной целью на спине и надвигающейся тенью Ферстаппена. Сингапур будет незабываемым.

Артем Велесов
Артем Велесов

Артем Велесов – спортивный журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы. Специализируется на освещении хоккея и футбола. Начинал карьеру в региональных СМИ, сейчас – внештатный автор нескольких федеральных изданий.

Последние события спортивного мира