САХИР, Бахрейн — Гран-при Бахрейна стал для Ландо Норриса полосой неудач, в то время как его безупречный напарник по команде McLaren, Оскар Пиастри, продемонстрировал пилотаж чемпионского уровня.
Практически идеальный гоночный уик-энд Пиастри – его четвертая победа в Формуле 1 в 50 стартах – резко контрастировал с Норрисом, который признался, что чувствует себя «в замешательстве» со своей машиной после квалификации шестым в воскресенье. К вечеру воскресенья, после несколько сумбурной гонки и третьего места, Норрис признал, что до сих пор не чувствует полного взаимопонимания с лидирующей в своем классе McLaren MCL39. Это тревожное признание для человека, стремящегося выиграть свой первый титул чемпиона мира в этом сезоне.
На вопрос, есть ли какие-либо позитивные моменты, которые он мог бы извлечь из гонки, Норрис ответил в воскресенье вечером: «То, что я финишировал, наверное».
Настроение в McLaren изменилось на 180 градусов с начала года, когда Норрис был фаворитом предсезонки, а Пиастри – мегаталантливым, но менее стабильным товарищем по команде, которому нужно было добиться прогресса, чтобы стать претендентом на титул, особенно в квалификации. Австралиец добился этих улучшений, и даже больше, и его безупречная гонка во главе пелотона имела все признаки человека, готового выиграть все.
Исходя из результатов Бахрейна и того, как складывается сезон между ними, если бы нужно было сделать ставку на то, кто из них победит в данный момент, было бы невозможно поставить против Пиастри.
Конечно, еще слишком рано списывать Норриса со счетов, и важно не увлекаться одним неудачным уик-эндом. Контекст имеет ключевое значение: несмотря на то, что он не чувствует себя единым целым с болидом McLaren в этом сезоне, он все еще лидирует в чемпионате, хотя и с небольшим преимуществом в три очка над своим товарищем по команде, и до конца сезона остается 20 гонок. Впереди еще долгий путь, и у Норриса достаточно времени, чтобы наладить отношения с машиной.
Но у Пиастри также есть много времени, чтобы продолжать совершенствоваться.
Яркий контраст между двумя гонщиками на протяжении всего уик-энда был показательным. Это происходит после гонок в Китае, где Пиастри финишировал впереди в спринте и выиграл Гран-при, и в Японии, где просьба Пиастри пропустить его вперед Норриса была отклонена пит-воллом McLaren.
Постоянный прогресс Пиастри становится невозможно игнорировать. Гонщик, выступающий третий год, достиг нового уровня быстрее, чем большинство ожидали в McLaren, и Норрис, похоже, изо всех сил пытается справиться с этим вызовом.
Неуверенный Норрис, великолепный Пиастри
Гонка Норриса была сумбурной с самого начала. После формировочного круга он изначально встал на стартовую решетку, не доехав до своего бокса; затем он скорректировал положение, в результате чего оказался слишком далеко впереди. Зоркий Макс Ферстаппен, стартовавший позади и слева от Норриса, заметил это и немедленно сообщил своей команде Red Bull по радио.
Это была серьезная ошибка, которая поставила Норриса в невыгодное положение. McLaren провела пит-стоп раньше запланированного, чтобы попытаться смягчить пятисекундный штраф, полученный за ошибку на стартовой линии.
«Каждый раз, когда я делал что-то хорошее, я делал два плохих, в некотором роде», — сказал Норрис, подводя итог своему выступлению. «Я просто постоянно мешал себе добиться того прогресса, которого должен был добиться».
Ошибки преследовали Норриса в сезоне 2024 года, когда он стал претендентом на чемпионство после своей прорывной победы на Гран-при Майами, и, похоже, они перекинулись и на эту кампанию. В отличие от этого, промахи на другой стороне гаража трудно найти. Фактически, возможно, есть только один заметный момент, когда Пиастри не дотянул до уровня в 2025 году.
Его просчет в Австралии, когда он выехал за пределы трассы под усиливающимся дождем, в конечном итоге привел к развороту и кратковременному застреванию в траве, превратил, казалось бы, гарантированное второе место в девятое. Норрис допустил идентичную ошибку впереди, когда они шли первым и вторым, но смог восстановиться и выиграть гонку. Последствия для двух гонщиков McLaren не могли быть более разными.
С того момента, который является единственной причиной, по которой Пиастри не покидает Бахрейн лидером чемпионата, он демонстрирует великолепные результаты.
Бахрейн стал его второй победой в сезоне, в то время как победа в первый день — единственная победа Норриса в этом году. Это был словно заявка на победу под светом софитов Сахира.
«Возможно, не все результаты были именно такими, как я хотел, но я думаю, что эти выходные определенно принесли тот результат, которого я хотел», — сказал Пиастри в воскресенье вечером. «Уик-энд, подобный этому, — действительно значимый результат, помимо победы».
Контраст между двумя гонщиками проявляется не только на трассе. Руководитель команды McLaren Андреа Стелла откровенно рассказал о Пиастри в субботу, вскоре после его решающей поул-позиции.
«Я всегда говорил, что в голове Оскара нет шума, что является очень полезной характеристикой в Формуле 1», — сказал Стелла.
Норрис никогда не скрывал шума в своей собственной голове. Подход англичанина к своему психическому здоровью вызывает восхищение, он откровенно говорил об этом во время пандемии, но его готовность открываться и заниматься самокритикой в последние годы использовалась против него. Скандальный советник Red Bull Хельмут Марко подвергся критике в прошлом году за предположение о том, что Норрис «не самый сильный психологически» после того, как 25-летний гонщик рассказал о чувстве тревоги утром перед гонками Формулы-1.
В этом заключается еще одно большое различие между Норрисом и Пиастри. В то время как первый стал известен в паддоке своими длинными, вдумчивыми ответами, иногда загоняя себя в тупик в процессе, второй гораздо более прямолинеен в своих высказываниях. Источники сообщили ESPN, что Пиастри в последнее время специально старается отвечать более сдержанно, опасаясь того, как это контрастирует с его товарищем по команде. Это различие, вероятно, станет еще более заметным по ходу года.
Честность Норриса всегда была привлекательной и неотъемлемой частью его личности. Он не собирался уклоняться от своей открытости и после гонки, несмотря на то, что признал, что ему нужно вернуться к чертежной доске, чтобы разработать план перезапуска своей чемпионской кампании.
Когда в воскресенье его спросили, не беспокоит ли его, что такая жесткость к себе может привести к спирали, Норрис ответил: «Я думаю, мне будет еще труднее не показывать ничего из этого. Когда я даю интервью и все такое, большая часть этого, вероятно, просто выплескивание моего разочарования. Просто потому, что я не достигаю того, чего хочу достичь.
«Когда я строг к себе, я очень разочарован в себе, но, когда я даю интервью и говорю то, что говорю, я не думаю, что это обязательно оказывает на меня негативное влияние. Я делал это так много раз в своей жизни. Я научился отгораживать свои собственные комментарии от своих мыслей.
«Может быть, иногда мне не хватает немного уверенности в себе, и так было в прошлом, но это тоже я. Это то, как я поступаю. Это то, как я работаю. Это то, что сделало меня таким хорошим, каким я являюсь. И, возможно, временами это ограничивало меня в том, чтобы стать лучшим гонщиком… но я счастлив. Я знаю, на что я способен, и я счастлив. Я думаю, что то, что я могу сделать и чего могу достичь, достаточно хорошо и легко может сравниться с лучшими».
Не все так мрачно в лагере Норриса. На протяжении трудных моментов прошлого года он неоднократно находил выход из ситуации.
После месяцев критики по поводу его гоночного мастерства и того, что он слишком часто оказывался на втором месте в борьбе колесо в колесо с Ферстаппеном, Норрис продемонстрировал впечатляющее выступление на Гран-при Абу-Даби, чтобы обеспечить McLaren Кубок конструкторов после того, как Пиастри развернуло на старте из-за действий голландца. Норрис также был безупречен в Сингапуре в прошлом году. Воспоминания об этих выступлениях, должно быть, усиливают его разочарование тем, насколько оторванным он чувствует себя от болида McLaren 2025 года на данный момент.
Нет сомнений, что Норрис углубится в себя в короткий промежуток времени между Бахрейном и Гран-при Саудовской Аравии в следующее воскресенье. Одним из очевидных факторов, с которым ему придется считаться, помимо его собственных нервных выступлений, является то, что планка в гараже с другой стороны от него явно поднялась. Пиастри выглядит спокойным, невозмутимым монстром в другом McLaren, и именно Норрис оказывается в роли догоняющего, отправляясь в Джидду, на третью гонку за три уик-энда.
Еще слишком рано делать прогнозы о том, как сложится 2025 год, но Пиастри на данный момент выглядит неудержимым. Если Норрис хочет переломить ситуацию, он должен быстро нанести ответный удар и вернуть себе часть магии 2024 года, пока сезон не начал ускользать от него.