СИНГАПУР — О накаляющемся напряжении в чемпионате пилотов Формулы-1 красноречиво говорит тот факт, что главной темой обсуждения в воскресенье вечером в Сингапуре стали не неожиданная победа Джорджа Рассела и не защита титула конструкторов командой McLaren.
Даже рано утром в понедельник инцидент между товарищами по команде McLaren, Ландо Норрисом и Оскаром Пиастри, произошедший на первом круге, подвергался детальному анализу, учитывая его потенциальные последствия для оставшихся шести гонок сезона 2025 года.
С точки зрения гоночных правил FIA, контакт между напарниками был обычным гоночным инцидентом, которые часто случаются на стартовом круге Гран-при. В течение минуты стюарды зафиксировали происшествие и решили не проводить расследование. Это означало, что столкновение, не причинившее длительного ущерба ни одной из машин, не требовало даже официального заявления после гонки.
Однако в контексте внутренней борьбы за титул в McLaren этот инцидент всегда будет восприниматься более остро. Согласно внутренним правилам команды, которые гарантируют справедливое отношение со стороны пит-уолла в обмен на отсутствие контактов между пилотами на трассе, никаких мер в отношении данного случая принято не было. Тем не менее, он пополняет растущий список мелких происшествий и спорных моментов, которые McLaren приходится очень осторожно регулировать по мере приближения сезона к его кульминации.
Что произошло?
Стартовав с пятой позиции, Норрис отлично начал гонку, агрессивно обогнав Кими Антонелли и направив свою McLaren во внутреннюю сторону от товарища по команде в первом повороте. Пиастри оставил достаточно места, чтобы Норрис смог поравняться с ним во втором повороте, но по мере приближения к третьему повороту, где впереди был Макс Ферстаппен, Норрис неизбежно оказывался в сужающемся пространстве.
Разделенные считанными сантиметрами, Норрис поравнялся с Пиастри на апексе, но при этом задел заднюю часть Red Bull Ферстаппена. В долю секунды этот контакт заставил заднюю часть машины Норриса скользнуть в сторону, что привело ко второму столкновению с Пиастри, который осторожно пытался обойти поворот по внешнему радиусу.
В результате контакта с Ферстаппеном Норрис получил повреждение переднего антикрыла, но именно столкновение с Пиастри позволило ему выйти на третье место. С этого момента Норрис выглядел более быстрым пилотом, и после преследования Ферстаппена он финишировал на подиуме, опередив своего товарища по команде, который занял четвертое место.
«Это было не совсем по-командному, но ладно», — сказал Пиастри по радио после контакта. Чтобы убедиться, что его точка зрения была понята, он продолжил сдержанный диалог по радио со своим гоночным инженером Томом Сталлардом.
Круг 3
Пиастри: «Мы нормально относимся к тому, что Ландо меня оттолкнул, или… как это понимать?»
Сталлард: «Оскар, мы это рассматриваем. Я свяжусь с тобой».
Круг 4
Сталлард: «Тебе нужно сосредоточиться на том, что мы можем здесь сделать. Контролируй то, что можно контролировать, напарник».
Сталлард: «Стюарды не предприняли дальнейших действий. Как команда, мы видим, что Ландо пришлось избегать Ферстаппена, поэтому мы не будем предпринимать никаких действий во время гонки. Мы можем рассмотреть это позже».
Пиастри: «Это несправедливо. Извините, это несправедливо».
Сталлард: «Оскар, возможность обсудить это вместе. Сосредоточься на этой гонке, напарник».
Пиастри: «Да, но если ему приходится избегать другую машину, врезаясь в своего напарника, это довольно паршивый способ избегания».
Как бы резко ни звучали комментарии Пиастри по радио, они вполне объяснимы, учитывая его взгляд на произошедшее. С бортовой камеры машины №81 контакт между Норрисом и Ферстаппеном не был виден, и казалось, что Норрис потерял заднюю часть своей машины и врезался в своего напарника.
В сезоне, когда McLaren постоянно напоминает о золотом правиле избегания столкновений (это сообщение было четко доведено до Пиастри по радио после почти произошедших инцидентов с Норрисом на Гран-при Австрии и Венгрии), Пиастри казалось, что агрессивный подход Норриса в первых трех поворотах привел к контакту между напарниками. Даже зная, что Норрис пытался избежать столкновения с машиной впереди, Пиастри по радио подчеркнул, что это не должно происходить ценой столкновения с ним.
Однако, просмотрев инцидент полностью и используя ракурсы камер с обеих машин, становится очевидным, что Норрис мало что мог сделать, чтобы предотвратить контакт с Пиастри после того, как он задел Ферстаппена.
«Мне нужно еще раз посмотреть повторы, чтобы точно понять, что произошло, — сказал Пиастри после гонки. — Главное, я считаю, это то, что две машины никогда не должны сталкиваться. Я внимательно изучу это и тогда сделаю свои выводы».
Для Норриса, которого регулярно критиковали за недостаточную агрессивность на первом круге гонок, свободное пространство по внутренней траектории относительно Пиастри всегда провоцировало на обгон в третьем повороте.
«Любой на решетке поступил бы точно так же, как я, — заявил он. — Так что, если вы вините меня за то, что я просто пошел по внутренней стороне и вклинил свою машину в большой промежуток, тогда, да, я думаю, вам не место в Формуле-1».
«Так что, вы знаете, я не думаю, что сделал что-то не так. Конечно, я немного неправильно рассчитал, насколько близко был к Максу, но это гонки. В противном случае ничего бы не произошло, и я уверен, что все равно оказался бы впереди Оскара, потому что я был на внутренней траектории, а он был бы на грязной стороне трассы снаружи. Так что, конечно, мне нужно пересмотреть этот момент. Мне нужно посмотреть на все и понять, мог ли я что-то сделать лучше».
«Последнее, чего я хочу, это контакта со своим напарником, тем более что все, что я получаю, это вопросы от [СМИ]. Так что, вы знаете, я тот, кто не может позволить себе ничего по сравнению с ним. Я бы подверг себя такому же риску, если бы такое произошло. Так что, да, я посмотрю, что смогу сделать в следующий раз, но FIA, очевидно, посчитала это нормальным, и команда тоже. Вот и все».
Почему McLaren не вмешалась?
Независимо от того, чью сторону вы принимаете в этом споре, очевидным фактом остается контакт между двумя пилотами. С прошлого года, когда McLaren впервые раскрыла детали своих «папайских правил», существовало четкое указание: оба пилота имеют право бороться на трассе, но должны делать это чисто и без столкновений.
После Гран-при Италии этого года, где Пиастри было приказано вернуть позицию Норрису из-за неудачного пит-стопа, также стало ясно, что пит-уолл McLaren готов вмешаться, если посчитает, что пилот получил преимущество нечестным путем. Следовательно, если бы Норрис несправедливо получил позицию, столкнувшись с Пиастри, команда могла бы попросить пилотов поменяться местами.
На вопрос, почему McLaren не вмешалась, руководитель команды Андреа Стелла ответил, что, по мнению пит-уолла, контакт между их машинами был следствием первоначального столкновения с Ферстаппеном и фактически являлся гоночным инцидентом.
«Что касается контакта между нашими двумя пилотами, то этот контакт на самом деле является следствием другой гоночной ситуации, произошедшей между Ландо и Ферстаппеном, — сказал Стелла. — Так что, безусловно, поскольку сам по себе произошел контакт, это приведет к пересмотру и нескольким продуктивным беседам. Но в тот момент мы посчитали, что этот контакт был скорее результатом другой гоночной ситуации, скажем так».
«Мы посмотрим, есть ли какие-то уроки и что нам нужно скорректировать в нашем подходе, но я думаю, что это просто приведет к хорошим дискуссиям».
Стелла заявил, что полностью понимает разочарование Пиастри, выраженное по командному радио, но подчеркнул, что McLaren просит своих пилотов открыто высказывать эмоции по радио, а не гоняться с подавленной фрустрацией.
«Очевидно, Оскар сделал несколько заявлений, находясь в машине, — сказал Стелла. — Но именно такой характер мы хотим видеть у наших пилотов — они должны четко выражать свою позицию. Это то, что мы от них требуем».
«В то же время, мы должны смотреть на вещи в перспективе: перспектива пилота, находящегося в болиде Формулы-1 на первом круге со всей его интенсивностью. И перспектива того, кто очевидно видел, как Ландо смещался на него, но мы знаем, что Ландо на самом деле имел контакт с Ферстаппеном и его занесло на Оскара. Так что нас ждут хорошие обсуждения и пересмотры ситуации».
Что дальше в борьбе за титул?
Важность этих переговоров перед следующим этапом в Остине, штат Техас, невозможно переоценить. За шесть гонок до конца чемпионата Пиастри опережает Норриса на 22 очка, в то время как Ферстаппен, финишировавший вторым перед обоими пилотами McLaren, сократил отставание от Пиастри до 63 очков.
Если эти разрывы продолжат сокращаться, как это происходило в последних трех гонках, внутреннее давление в McLaren будет только нарастать. Это угрожает усилить нагрузку на гоночные правила команды, которым также придется учитывать растущий список прецедентов и спорных ситуаций.
Стелла прекрасно осознает давление, под которым находится его команда, и важность того, чтобы подходить к каждому гоночному уик-энду со всеми сторонами, находящимися на одной волне.
«Каждый раз, когда мы начинаем наши беседы с пилотами, мы всегда напоминаем себе, как отправную точку, что это сложно, — сказал он. — Потому что это единственный аспект, где, когда вы соревнуетесь вместе как команда, у вас не может быть абсолютно одинаковых интересов для двух пилотов, ведь они преследуют свои собственные амбиции, и это является основополагающим принципом того, как мы гоняемся в McLaren».
«Мы хотим защитить концепцию «дай им гоняться». Мы знаем, что как только вы принимаете эту концепцию, вы сталкиваетесь с трудностями, и мы напоминаем себе об этом. Но именно в рамках этой осведомленности, этого самосознания, мы и развиваем наш диалог».
«Нужно быть дотошным и честным в таком подходе, и я очень горжусь тем, как Ландо и Оскар участвовали в этом процессе до сих пор, потому что если мы смогли пройти через эти, скажем так, сложные факторы, то это благодаря участию Ландо и Оскара. Они были просто замечательными личностями, внесли большой вклад, и именно поэтому это было успешно до сих пор. Мы, безусловно, будем усердно работать, чтобы это продолжалось в оставшейся части сезона и в последующие годы, когда мы будем продолжать гоняться с Ландо и Оскаром».
Но даже при всем желании, правила взаимодействия между двумя пилотами имеют свои пределы. В спорных ситуациях каждый будет интерпретировать эти правила в своих интересах, а оспаривать — позже. На карту поставлено слишком многое, чтобы поступать иначе.
Для McLaren будет только сложнее выносить решения с этого момента.