На Гран-при Испании Макс Ферстаппен оказался всего в одном штрафном балле от возможной дисквалификации после того, как стюарды признали его виновным в воскресном столкновении с Джорджем Расселлом.
По итогам гонки Ферстаппен получил 10-секундный штраф, что отбросило его на 10-е место, а также три дополнительных штрафных балла к его суперлицензии.
Теперь у четырехкратного чемпиона мира в общей сложности 11 баллов на суперлицензии. Правила Формулы-1 предусматривают дисквалификацию на одну гонку при накоплении 12 баллов за 12 месяцев.
Два из этих 11 баллов аннулируются 30 июня по истечении 12 месяцев. Это означает, что Ферстаппену необходимо избежать штрафов на ближайших двух этапах в Канаде и Австрии, чтобы получить запас на оставшуюся часть сезона.
Еще два балла будут аннулированы 27 октября. Таким образом, даже избежав штрафов до 30 июня, Ферстаппен будет находиться в трех баллах от дисквалификации до Гран-при Мексики. Столкновение с Расселлом произошло вскоре после того, как шансы Ферстаппена на подиум были разрушены поздним выездом машины безопасности в Испании.
Пилот Red Bull шел третьим, когда появилась машина безопасности. Однако из-за уже использованных комплектов мягких и средних шин (в рамках стратегии с тремя пит-стопами) у него оставался только один комплект жестких шин для пит-стопа под сейфти-каром.
Оба болида позади него — Шарль Леклер и Расселл — поставили мягкие шины под машиной безопасности и получили преимущество в резине при рестарте.
Леклер обогнал Ферстаппена сразу после пересечения стартовой черты, а Расселл попытался атаковать в первом повороте, в результате чего болид Mercedes скользнул, врезался в Ферстаппена и вытолкнул пилота Red Bull за пределы трассы.
Стюарды начали расследование инцидента. В Red Bull опасались, что Ферстаппен может получить штраф за выезд за пределы трассы и получение преимущества.
Инженер Ферстаппена, Джанпьеро Ламбьязе, по радиосвязи велел действующему чемпиону вернуть позицию Расселлу во избежание возможного штрафа, что сильно расстроило Ферстаппена.
На подходе к пятому повороту на следующем круге Ферстаппен, казалось, собирался уступить позицию Расселлу, но затем снова ускорился перед апексом и столкнулся с болидом Mercedes.
Стюарды признали Ферстаппена полностью виновным в этом столкновении и выписали 10-секундный штраф и три штрафных балла.
В заявлении стюардов говорилось: «Из радиопереговоров стало ясно, что командой было дано указание пилоту болида №1 [Ферстаппен] `вернуть позицию` болиду №63 [Расселл] за нарушение (как им показалось) ранее, связанное с выездом за пределы трассы и получением продолжительного преимущества (позднее мы установили, что не будем применять никаких мер в отношении того инцидента)».
«Пилот болида №1 явно выразил недовольство просьбой команды вернуть позицию. На подходе к пятому повороту болид №1 значительно снизил скорость, создавая видимость возможности обгона для болида №63. Однако после того, как болид №63 опередил болид №1 на входе в пятый поворот, болид №1 резко ускорился и столкнулся с болидом №63».
«Столкновение, несомненно, было вызвано действиями болида №1. В связи с этим мы наложили 10-секундный штраф на болид №1».
В отдельном заявлении относительно первоначального столкновения в первом повороте стюарды пояснили, что не собирались применять меры, и, следовательно, Ферстаппену не было необходимости возвращать позицию.
«Болид №63 попытался обогнать болид №1 по внутренней траектории в первом повороте. Хотя передняя ось болида №63 находилась впереди зеркала болида №1 в апексе, пилот болида №63 на мгновение потерял контроль над машиной и столкнулся с болидом №1, вынудив его выехать широко и попасть на зону вылета».
«Болид №1 вернулся на трассу в третьем повороте, опережая болид №63. Учитывая, что причиной выезда болида №1 с трассы была потеря контроля и последующий контакт со стороны болида №63, болид №1 не покидал трассу намеренно. В связи с этим мы не приняли никаких дополнительных мер».
Последним пилотом, получившим дисквалификацию на гонку за 12 штрафных баллов, был Кевин Магнуссен из Haas, который пропустил прошлогодний Гран-при Азербайджана, набрав 12 баллов в Монце.
Даже небольшие нарушения могут привести к получению штрафных баллов, например, излишне медленное движение на круге возвращения в боксы в квалификации, несоблюдение дистанции в десять корпусов автомобиля за машиной безопасности или превышение скорости под виртуальной машиной безопасности.
Шансы Ферстаппена на титул чемпиона мира пострадали в Испании: его 10-е место привело к отставанию в 49 очков от лидера чемпионата Оскара Пиастри.
Сам Ферстаппен отказался комментировать инцидент напрямую после гонки, хотя Расселл заявил, что голландец подает плохой пример молодому поколению.
Результаты Гран-при Испании: Топ-10
Оскар Пиастри увеличил отрыв в чемпионате до 10 очков в воскресенье, но главные заголовки были посвящены Максу Ферстаппену.
Пилот | Команда | Время |
---|---|---|
1. Оскар Пиастри | McLaren | 1:32:57.375 |
2. Ландо Норрис | McLaren | +2.471 |
3. Шарль Леклер | Ferrari | +10.455 |
4. Джордж Расселл | Mercedes | +11.359 |
5. Нико Хюлькенберг | Sauber | +13.648 |
6. Льюис Хэмилтон | Ferrari | +15.508 |
7. Исак Хаджар | RB | +16.022 |
8. Пьер Гасли | Alpine | +17.882 |
9. Фернандо Алонсо | Aston Martin | +21.564 |
10. Макс Ферстаппен | Red Bull | +21.826 |