По мере того как сезон Формулы-1 2025 года приближается к седьмому этапу чемпионата мира в Италии, всего в нескольких минутах езды от легендарной штаб-квартиры Ferrari в Маранелло, так близко, что кажется, будто трасса Автодром Энцо и Дино Феррари находится в тени Гарцующего коня, пришло время задать очень сложный и почти невообразимый вопрос: сможет ли Льюис Хэмилтон когда-либо снова выиграть?
Самый успешный гонщик в 75-летней истории Ф1 одержал 105 побед на Гран-при – единственный, кто достиг трехзначной отметки. В следующем месяце исполнится 18 лет с момента его первой победы, но месяц спустя будет годовщина его последней победы. Для простых смертных это кажется недолгим сроком, но для супергероев, которые зарабатывают на жизнь управлением болидами, это ощущается как езда в пропасть.
Конечно, если только Хэмилтон не найдет способ успешно вывести свой SF-25 из этого опасного положения и не поднимется на подиум в ближайшее время. Проблема в том, что ни величайший гонщик всех времен, ни его новая команда Ferrari, величайшая организация Ф1 всех времен, не дают никаких оснований полагать, что они способны на это.
Просто спросите самого Льюиса. А мы спрашиваем его каждый гоночный уик-энд.
Несколько цитат семикратного чемпиона мира, которому в январе исполнилось 40 лет, сказанных за последние три гоночных уик-энда:
`Весь уик-энд я был нигде.`
`Не было ни секунды, когда я чувствовал себя комфортно.`
`Очевидно, что машина способна быть третьей. Шарль [Леклер] сегодня отлично поработал. Так что я не могу винить машину.`
Льюис, вы полны надежды? `Скорее молюсь.`
`Мы будем продолжать стараться, прошло всего шесть гонок, но у нас большие трудности. Мы изо всех сил стараемся не вносить серьезных изменений в настройки, но что бы мы ни делали, каждый раз, когда мы выезжаем, все так непоследовательно.`
И самое шокирующее признание?
`Дело только в моей работе. Плохая работа. Нет никаких причин. Я просто не справляюсь. Я просто недостаточно хорошо выполняю свою работу со своей стороны. Так что мне просто нужно продолжать совершенствоваться… это определенно неприятное чувство.`
Это также незнакомое чувство. Или, по крайней мере, так было раньше.
Когда Хэмилтон приезжает в Имолу, прошло 291 день с момента его последней победы на Гран-при Бельгии в июле 2024 года. Ту победу он унаследовал после того, как его тогдашний партнер по команде Mercedes Джордж Рассел первым пересек финишную черту, но был дисквалифицирован за недостаточный вес. Три недели назад, правда, Хэмилтон сам финишировал первым в Сильверстоуне.
До этих результатов он пережил безвыигрышную серию из 56 гонок, безусловно, самую длинную в его карьере. Добавьте к этому его текущую серию 0 из 16, и это всего две победы за последние 75 попыток, и те были одержаны с его бывшей командой, которая в этом году опережает Ferrari на две позиции и 47 очков в зачете конструкторов.
И это от гонщика, который с 2007 по 2021 год одерживал в среднем почти семь побед в год, шесть раз выигрывал более десяти гонок и одержал несколько побед во всех сезонах, кроме одного, из тех 15 лет.
Вот как спортсмен падает по спирали: от того, кто когда-то без усилий излучал уверенность и делал победу почти слишком легкой, к человеку, видимо, потрясенному сомнениями в себе. Потерянному. Действующему вслепую. Заглядывающему в хрустальный шар и видящему только трещины. Это тоже неприятные чувства.
Но они также знакомы очень многим другим. Тем, кто также столкнулся с самой суровой правдой автоспорта: однажды победы просто прекращаются.
Они прекратились для Ричарда Петти, который одержал свою 200-ю победу в серии NASCAR Cup 4 июля 1984 года, а затем завершил карьеру в бесконечной засухе 0 из 241 гонки. Они прекратились для Эй Джей Фойта, который выиграл свою 67-ю гонку IndyCar в 1981 году, а затем не смог выиграть снова за двенадцать лет попыток. Они прекратились даже для Михаэля Шумахера, предшественника Хэмилтона как величайшего гонщика Ф1, который одержал семь побед в своем последнем сезоне 2006 года, только чтобы вернуться на трассу четыре года спустя и завершить свою легендарную карьеру серией 0 из 58 гонок всего с одним подиумом за три сезона усилий по восстановлению тогда очень потерянной команды Mercedes.
«Я выигрывал как минимум пару гонок каждый год в течение 16 лет, а затем в последние три сезона не выиграл ни разу», — вспоминает Джимми Джонсон, семикратный чемпион NASCAR Cup Series и человек, который знаком с Хэмилтоном по различным мероприятиям на протяжении многих лет. «Знаешь, когда этот импульс меняется и начинает работать против тебя, это трудно переломить».
«В тот момент трудно увидеть, в чем проблема, или как ее исправить, как починить. Со временем, оглядываясь назад, я вижу это сейчас. У меня была та же команда на протяжении большей части карьеры, затем в конце произошли большие изменения, и это трудно, потому что нужно снова запустить часы обучения. Это испытывает твое терпение. Это испытывает твой огонь. Вот где сейчас находится Льюис».
Это испытание огнем очень реально. Как ведро холодной воды. Джонсон вспоминает отчетливые фазы этого испытания. Он помнит, как «ужасно злился» на тех, кто сомневался в его страсти, но затем в конечном итоге осознал, что они не ошибались. Признание, за которым последовало принятие, что, возможно, дело не только в машине или в кривой обучения новой команды.
«Момент, когда я понял, что закончил, я помню как вчера», — признается Рик Мирс, который шокировал сообщество американских гонок на открытых колесах, когда ушел в отставку в конце сезона 1992 года, всего через год после своей четвертой победы в Инди 500, сравнявшей рекорд. «Всю свою карьеру, когда я просыпался утром, моя первая мысль была: `Вот что мы собираемся попробовать на практике сегодня`. А потом однажды я приехал в гараж и спросил команду: `Что мы сегодня делаем?` В этот момент я понял, что огонь погас».
Мирс один из тех счастливчиков, кто распознал угасающее пламя и ушел на своих условиях, оставаясь при этом, казалось бы, в победном настроении и выступая за команду, способную побеждать. Для большинства этот путь — долгая дорога в пустыню, которую они не узнают, пока не зайдут слишком далеко.
«Ты чувствуешь то же самое. Ты действуешь так же. Ты водишь так же. Ты задаешь те же вопросы, получаешь те же ответы, опираешься на те же знания и опыт, что и всегда, но не получаешь тех же результатов», — объясняет трехкратный чемпион NASCAR Даррелл Уолтрип. Он выиграл 84 гонки, пятое место по числу побед за всю историю, но завершил свою карьеру, вошедшую в Зал славы, с результатом 0 из 243 и наблюдал, как его собственная команда обанкротилась. «Говорят, определение безумия — делать одно и то же снова и снова с тем же результатом, но что они говорят, когда это то же самое, что ты делал снова и снова в течение 20 с лишним лет и получал лучший возможный результат? Почему бы не продолжать делать это? Потому что однажды это должно снова вернуться, верно? Ну, возможно, и нет».
В защиту тех, кто пытался, иногда это действительно возвращается. Смотрите: человек, которого многие считают величайшим гонщиком NASCAR.
Сейчас об этом часто забывают, но легендарная победа Дейла Эрнхардта в Daytona 500 1998 года была его единственной победой в серии из 100 гонок с начала 1996 года по весну 1999 года. Затем, когда он преодолел проблемы со здоровьем, которые в значительной степени оставил без лечения, и его команда, Richard Childress Racing, решила некоторые «болезни роста», он выиграл пять раз за следующие два сезона и, заняв второе место в чемпионате 2000 года, был фаворитом на титул перед 2001 годом, прежде чем трагически погиб в Daytona 500 того года.
«Это надежда, когда ты застрял в спаде: что однажды все снова встанет на свои места, и, возможно, у тебя останется еще один великий момент», — говорит Элио Кастроневес, который каким-то образом воскресил карьеру в IndyCar, которую уже считали отработанным материалом, выиграв свою четвертую Инди 500 в 2021 году, сравняв рекорд, двадцать лет спустя после первой и двенадцать лет после третьей. «Мы говорим о Хэмилтоне и Формуле-1, верно? Ну, вот какой разговор у меня был с Фернандо Алонсо, когда он был здесь (Инди 500 2017, 2019 и 2020 годов): `Эй, старики, почему вы все еще это делаете?`»
Этой осенью исполнится 20 лет с момента первого из двух мировых титулов Алонсо. Его последняя победа в Ф1 была 12 лет назад на этой неделе. Тем не менее, он все еще там, в возрасте 43 лет, все еще гонится за этим за рулем своего Aston Martin, команды, которая в своем нынешнем воплощении никогда не выигрывала Гран-при. И почему?
«Потому что мы все еще верим, что можем», — продолжает Кастроневес, который в эти выходные попытается пройти квалификацию для своей 25-й подряд Инди 500. Он снова с Meyer Shank Racing, командой-андердогом, с которой он одержал свою потрясающую победу в 2021 году. «И честно говоря, из первых рук могу сказать: когда ты делаешь это с командой, которая меньше или находится в процессе восстановления, это еще лучшее чувство. Потому что ты доказал, что `Эй, я все еще неплох в этом`. И быть парнем, который привел эту команду на подиум, ту, что так усердно боролась, чтобы туда попасть, это делает борьбу стоящей».
«Я выиграл много гонок, некоторые знаменитые, некоторые печально известные», — сказал Деймон Хилл, чемпион мира 1996 года и победитель 22 Гран-при Ф1, на Гран-при Майами ранее в этом месяце. «Когда я выигрывал с Williams, почти все, это было потрясающе. По-настоящему. Но когда я выиграл ту единственную гонку для Jordan, команды, которой приходилось бороться, там есть награда, которую трудно описать. Никто никогда не назовет Ferrari командой уровня Jordan, но если вы можете помочь изменить команду, у которой есть трудности, независимо от того, какая она, для гонщика в этом, безусловно, есть подтверждение [его мастерства]. Вы помогли указать им путь».
Будет ли это стоить усилий для Хэмилтона, мы еще не знаем и, возможно, не узнаем в ближайшее время. Для многих «путь» уже ведет к 2026 году. По мере наступления лета и дальнейшего отступления Ferrari на задний план, все внимание переключится на болид следующего поколения в Ф1 — более легкую, аэродинамически более активную машину, призванную стать своего рода «кнопкой перезагрузки», дебют которой запланирован на следующий сезон. Хэмилтон уже намекал на свое воодушевление по этому поводу.
Но тем временем — тяжелый труд. Эти неприятные чувства. Эти сомнения в себе. Как и во всем в гонках, всего одна победа станет бальзамом для этой боли, с прицелом на гораздо большее в 2026 году и последующих. Эта мечта стать спасителем Ferrari, которая не осуществилась для многих до Хэмилтона, длинный список чемпионов, которые приходили в Маранелло, стремясь сделать то, что сделал Шумахер: поднять кубок чемпионата мира, будучи одетыми в красное.
Последний раз это сделал Кими Райкконен в 2007 году, в том же году, когда парень по имени Хэмилтон дебютировал в Ф1 и сразу же выиграл четыре гонки.
«Когда бы Льюис ни решил закончить карьеру и сможет оглянуться назад, это будет более показательно. Его интуиция или сердце приведут его к выводу, который он, вероятно, не может видеть сейчас», — говорит Джонсон, добавив небольшой совет другу. «Но сейчас нужно время, чтобы сработаться с командой. Леклерк ездит на этих машинах несколько лет и знает эту систему. Затем наступает следующий момент, когда, знаешь, если его сердце останется в этом, и он сможет провести там это время, с появлением нового поколения машин для этих ребят не за горами, вся эта картина изменится. Надеюсь, Ferrari будет к этому готова».
Если нет, то ответ на наш первоначальный вопрос прост. Нет, он больше не победит. Этот огонь будет потушен.
Но если Ferrari действительно будет готова к 2026 году, то это может стать одной из самых замечательных историй в истории автоспорта. Уникальный случай, когда победы прекратились, но каким-то образом, вопреки одному из самых сильных естественных законов гонок, начались снова.
Иными словами, Льюис Хэмилтон делает то, что всегда делал, в последний раз.