Всего 99 дней хватило, чтобы «мечта» Лиама Лоусона о переходе в Red Bull превратилась в кошмар. 22-летний гонщик стал очередным талантом из системы Red Bull, который не смог ужиться рядом с Максом Ферстаппеном.
Юки Цунода, которого ранее обошли в пользу Лоусона в декабре, заменит его и станет третьим напарником Ферстаппена за четыре гонки, начиная с Гран-при Японии.
Итак, как же до этого дошло? И где именно Лоусон допустил ошибку?
От момента его приглашения до возвращения в Racing Bulls — давайте рассмотрим его неудачный короткий период.
День 1: 19 декабря 2024 года — через 11 дней после завершения сезона с Racing Bulls и всего с 11 гонками в Формуле-1 за плечами — Лоусон был утвержден в качестве замены Серхио Переса в Red Bull, обойдя Цуноду. Лоусон, сияя от уха до уха, сказал ESPN после объявления, что этот переход был «мечтой», но признал, что это «очевидно, будет очень сложно».
«Вероятно, это самое сложное место, но оно сопряжено с наибольшими возможностями», — сказал он. «Нет никого лучше, у кого можно учиться или быть рядом [чем Ферстаппен].
«У меня есть цель выиграть чемпионаты мира, и это то, для чего я здесь. Я хочу достичь уровня, позволяющего сделать это как можно быстрее в следующем году».
День 37: После столь необходимого отпуска перед сезоном 2025 года Лоусон впервые посетил штаб-квартиру Red Bull в Милтон-Кейнсе в качестве гонщика команды. Лоусон прошел подгонку сиденья в рамках подготовки к своему дебютному сезону и сказал: «Просто здорово видеть всех, с кем я работаю уже несколько лет. Теперь, когда я официально стал гонщиком, это захватывающе».
День 56: Лоусон впервые опробовал болид 2025 года Red Bull RB19 — одну из самых доминирующих машин в истории спорта — на частных тестах в Хересе, Испания.
День 63: Сезон начался с эффектного мероприятия в лондонской O2 Arena, где Red Bull и все девять других команд представили свои ливреи на новый сезон. В беседе с ESPN в тот день Лоусон признал давление, которое неминуемо надвигалось на него, и, что интересно, учитывая то, что мы знаем сейчас, первые две гонки сезона будут тяжелыми из-за того, что он никогда раньше не ездил по этим трассам.
«Чрезвычайно волнительно вступать в такой сезон», — заявил он. «В то же время я знаю, какое давление с этим связано и насколько тяжело будет — особенно начиная год на трассах, на которых я раньше не гонялся».
Он добавил, что у него нет конкретных целей на 2025 год: «Я не ставлю никаких временных рамок. Я не собираюсь думать, что мне нужно выиграть гонку в течение определенного количества гонок или даже в этом сезоне обязательно. Но моя цель ясна — выигрывать гонки и в конечном итоге чемпионат мира. Это то, к чему я стремлюсь».
День 70: Лоусон начал свою и кампанию Red Bull на предсезонных тестах в Бахрейне, хотя разворот омрачил его утреннюю сессию. Тем не менее, Red Bull, похоже, не был слишком обеспокоен. «Я думаю, что Лиам провел хорошую первую официальную сессию для нас и пока хорошо освоился», — сказал руководитель команды Кристиан Хорнер.
Лоусон добавил: «Трудно сказать, где мы находимся с точки зрения темпа, но машина хорошо управляется и комфортна».
День 71: У Лоусона был запланирован полный день на второй день трехдневных тестов, хотя и здесь не все шло гладко. Утром был совершенно неожиданный дождь, а днем возникли проблемы с надежностью, что означало, что Лоусон отправится в Австралию, проехав всего 149 кругов на своей новой машине. Меньше только у Лэнса Стролла (133) в Бахрейне.
Лоусон закончил тесты с 11-м временем, но снова получил похвалу от Red Bull. «Лиам хорошо отреагировал сегодня, и его отзывы были очень близки к отзывам Макса», — сказал технический директор Пьер Ваше.
День 86: Переезд в Мельбурн на Гран-при Австралии, и проблемы Лоусона уже были очевидны. Лоусон занял 16-е и 17-е места на первых двух тренировочных сессиях, что поставило его в невыгодное положение перед выходными.
День 87: Проблемы Лоусона усугубились на следующий день: проблема с питанием лишила его времени на трассе в финальной тренировке, и затем он квалифицировался 18-м. Лоусон даже стал объектом шутки со стороны генерального директора McLaren Зака Брауна, который предположил, что Цунода, а не он, заслужил повышение в Red Bull.
«Юки проделал отличную работу, [он], вероятно, тот парень, который должен быть в Red Bull, если посмотреть на то, как он выступал», — сказал Браун Sky Sports после квалификации, где Цунода квалифицировался пятым за Racing Bulls. «Но они [Red Bull], похоже, делают странный выбор гонщиков».
День 88: Лоусон стартовал в своей первой гонке за Red Bull с пит-лейн после внесения изменений в машину, но не смог отыграть позиции в гонке, а затем вылетел с трассы под дождем, когда его команда выбрала рискованную стратегию с шинами.
«Трудно винить его за этот последний разворот», — сказал Хорнер, все еще не слишком обеспокоенный. «Единственный луч света, который он может извлечь из этого, заключается в том, что на сухих шинах он фактически показал второе лучшее время круга в Гран-при; 22,9 против 23,0 у Макса, 22,1 у Ландо.
«[Мельбурн] не был показательным для того, на что он способен».
День 92: Накануне Гран-при Китая Лоусон был настроен вызывающе. «Мне все равно, что говорит Зак, честно говоря», — сказал он о комментариях Брауна на предыдущих выходных. «Я не разговаривал с ним, я вообще не думаю, что когда-либо разговаривал».
«Важно хорошо провести уик-энд, потому что, очевидно, это то, для чего мы здесь», — сказал он. «Я не думаю, что после одной гонки мы можем впасть в спираль, но, очевидно, у всех нас в любом случае высокие ожидания».
День 93: На следующий день Лоусон финишировал 18-м на тренировке и — после того, как выехал за пределы трассы на своем решающем круге — квалифицировался последним в спринтовой квалификации по сравнению со вторым местом Ферстаппена. «Мы верим, что у него есть способности, ему просто нужно немного времени», — сказал Хорнер впоследствии. Слухи, однако, уже начали распространяться в паддоке.
День 94: Лоусон отыграл шесть мест в спринте, поднявшись на 14-е место, что, по его словам, все еще было «не совсем приемлемо». Что определенно было неприемлемо, так это финишировать 20-м в квалификации.
После этого Лоусон сказал, что решением его проблем было «время», но добавил: «К сожалению, у меня действительно нет времени».
Тем временем Цуноде напрямую задавали вопросы о замене Лоусона в Японии, что он приветствовал. «Я был бы готов на 100%», — сказал Цунода. «Я имею в виду, что машина быстрее».
День 95: Лоусон финишировал 12-м на Гран-при Китая, но даже этот безрезультатный результат скрывал несколько проблем. Он отстал от своего напарника по команде Ферстаппена более чем на минуту, при этом он поднялся на три позиции благодаря дисквалификациям после гонки. После этого Хорнер красноречиво отказался подтвердить, останется ли он гонщиком на Гран-при Японии. Предзнаменование было очевидным.
«Видно, что ему сейчас очень тяжело», — сказал Хорнер. Он добавил, что Red Bull не может бороться со своими соперниками «на одной ноге».
«Я не глуп», — сказал Лоусон. «Я знаю, что, очевидно, я здесь для того, чтобы показывать результат, и если я этого не делаю, меня здесь не будет».
День 99: После напряженных спекуляций, последовавших за Китаем, отставка Лоусона была подтверждена. Red Bull назвал это «чисто спортивным решением», чтобы исправить свою проблемную машину.
«Мы признаем, что предстоит проделать большую работу с RB21, и опыт Юки окажется весьма полезным в оказании помощи в разработке текущей машины», — сказал Хорнер.