Столкновение Макса Ферстаппена с Джорджем Расселом в Испании поставило его на грань автоматической дисквалификации на одну гонку.
Пилот Red Bull получил 10-секундный штраф за контакт с машиной Рассела на заключительных кругах Гран-при Испании. Позднее Ферстаппен признал в социальных сетях, что инцидент «был неправильным» и «не должен был случиться».
Но потенциально более серьезным последствием стало решение судей: три штрафных балла на его суперлицензию FIA. В итоге за последние 12 месяцев у него набралось 11 баллов. Это всего на один балл меньше порогового значения в 12 баллов, которое приводит к автоматической дисквалификации на одну гонку.
Таким образом, Ферстаппен – один из самых зрелищных гонщиков, известный своим бескомпромиссным подходом – вынужден будет действовать крайне осторожно на предстоящем Гран-при Канады и домашней гонке Red Bull – Гран-при Австрии – две недели спустя. Два его штрафных балла сгорят 30 июня, что позволит ему подойти к Гран-при Великобритании с запасом в три балла до дисквалификации.
Подобное правило уже приводило к пропуску гонки. Кевин Магнуссен был вынужден пропустить прошлогодний Гран-при Азербайджана, накопив 12 баллов; его тогда заменил Оливер Берман.
Штрафные баллы начисляются исходя из серьезности и обстоятельств каждого инцидента. При этом решения разных судейских бригад на каждом этапе оставляют место для интерпретации правил и учета смягчающих обстоятельств. Тем не менее, нарушение Ферстаппена в Испании не оставило ему пространства для маневра. Даже относительно незначительный инцидент может привести к серьезным последствиям.
Вот типы нарушений, которые могут стоить ему гонки:
Причинение столкновения
Это наиболее распространенное нарушение, которое может привести к одному или нескольким штрафным баллам. Оно фиксируется, когда судьи считают одного из пилотов явно виновным в столкновении с соперником. Контроверсивный удар Ферстаппена в бок Рассела в Испании был отнесен именно к этой категории и признан достойным максимально возможного наказания от судей – трех баллов, что является самым большим количеством, которое может быть начислено за один инцидент.
Хотя умысел не был доказан, а сам Ферстаппен не сказал прямо, что сделал это намеренно, у подобных инцидентов есть прецеденты. Себастьян Феттель получил такое же наказание в 2017 году, когда ехал рядом с Льюисом Хэмилтоном и резко вильнул в его сторону на Гран-при Азербайджана. В том случае, где умысел был более очевиден, судьи назвали его маневр «потенциально опасным», хотя подобные формулировки в вердикте по Ферстаппену и Расселу не использовались.
Четыре других штрафных балла Ферстаппена также были получены за «причинение столкновения»:
-
Два штрафных балла за столкновение с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии, когда они боролись за лидерство.
-
Два штрафных балла за столкновение с Оскаром Пиастри в первом повороте на Гран-при Абу-Даби, когда Ферстаппен развернул пилота McLaren в результате слишком оптимистичного маневра.
Бывший напарник Ферстаппена Лиам Лоусон является одним из «лидеров» в этой категории: все его шесть штрафных баллов получены за причинение столкновений с другими пилотами. Например, он получил два балла за то, что развернул Валттери Боттаса на прошлогоднем Гран-при Катара. Даже его немедленное признание ошибки и заявление о том, что маневр был неуклюжим, не удержало судей от начисления баллов.
Вытеснение другого пилота за пределы трассы
Это еще одна область, где Ферстаппен в прошлом значительно испытывал границы правил. Учитывая множество зон обгона в Канаде и склонность этапа к драматичным гонкам, этот пункт представляет потенциальную опасность в ближайший уик-энд.
Еще два балла Ферстаппена были начислены в этой категории во время его спорного столкновения с Ландо Норрисом на Гран-при Мехико в прошлом году. В борьбе за позицию Ферстаппен дважды вынуждал Норриса выезжать за пределы трассы, за что получил два отдельных 10-секундных штрафа по ходу гонки, а также штрафные баллы.
Подобные наказания могут прийти мгновенно. Нико Хюлькенберг убедился в этом во время спринта в Австрии в прошлом году, когда он блокировал колеса и вылетел в первом повороте, вытеснив Фернандо Алонсо. За это он получил два штрафных балла.
Учитывая стиль пилотирования Ферстаппена, команда Red Bull на пит-уолле будет затаивать дыхание каждый раз, когда голландец будет ехать вплотную с другой машиной в ближайшие два уик-энда. Но и другие нарушения, не связанные с непосредственной борьбой колесо в колесо, могут подвести его к краю.
Выезд за пределы трассы с получением преимущества
Хотя это частая причина штрафов по ходу гонки, инструкции для судей обычно предусматривают 10-секундный штраф без штрафных баллов. Такой прецедент был установлен в большинстве недавних случаев. Однако Магнуссен получил три балла, которые в итоге привели к его дисквалификации, после того как был трижды наказан за выезд за пределы трассы с получением преимущества на Гран-при Майами 2023 года.
Пилот Haas пытался удержать позади Хэмилтона, чтобы защитить очки для своего напарника Хюлькенберга, и постоянно выезжал за пределы трассы, чтобы сохранить позицию перед пилотом Mercedes. В третий раз судьи посчитали необходимым не только наложить 10-секундный штраф, но и начислить три штрафных балла.
«Это был третий случай, когда машина под номером 20 покинула трассу и получила долгосрочное преимущество», — говорилось в заявлении судей. «Мы рассмотрели рекомендации по наказаниям за такие нарушения, которые предусматривают базовый 10-секундный штраф без штрафных баллов. Однако в рекомендациях также указано: `Указанные баллы должны быть нормой для конкретного нарушения. Судьи могут варьировать их, учитывая смягчающие или отягчающие обстоятельства. Однако право судей увеличивать начисленные баллы должно использоваться только в исключительных обстоятельствах`.»
«Учитывая тот факт, что это был третий случай выезда за пределы трассы с получением преимущества за одну сессию, что мы сочли отягчающим обстоятельством, мы налагаем три штрафных балла», — заключили судьи.
Нарушения под желтыми или красными флагами
Ландо Норрис до сих пор имеет три штрафных балла на своей лицензии за превышение скорости под двойными желтыми флагами. Он попался на этом в памятных обстоятельствах на Гран-при Катара в прошлом году. В напряженной борьбе с Ферстаппеном пилот McLaren не сумел должным образом снизить скорость, когда это требовалось. Зоркий Ферстаппен заметил это и по радио передал своей команде Red Bull, чтобы те связались с FIA.
Обгон под желтыми и красными флагами также запрещен. Берман убедился в этом в Монако в этом году, когда обогнал Карлоса Сайнса под красными флагами во время пятничной тренировки. Пилот Haas утверждал, что было безопаснее не тормозить резко, но судьи не согласились и дали ему штраф в 10 позиций на стартовой решетке и два штрафных балла.
Необоснованно медленная езда
Один из 12 штрафных баллов Ферстаппена был начислен за необоснованно медленную езду во время квалификации Гран-при Катара. Правило существует для предотвращения опасной разницы в скорости между машинами, идущими на быстрый круг, и машинами на круге подготовки. Однако оно редко применяется, так как смягчающие обстоятельства обычно объясняют превышение максимального времени дельты.
Тем не менее, в случае Ферстаппена он помешал Расселу, который также готовился к квалификационному кругу, и поэтому был наказан одной позицией на стартовой решетке и одним штрафным баллом. Инцидент положил начало продолжающейся ссоре между пилотами, поскольку Рассел утверждал, что Ферстаппен угрожал «засунуть [его] гребаную голову в стену», когда они выходили из кабинета судей.
Нарушения, связанные с машиной безопасности (Safety Car) и виртуальной машиной безопасности (Virtual Safety Car)
Превышение скорости под машиной безопасности или виртуальной машиной безопасности может привести к штрафам. Пилотам разрешается придерживаться определенного дельта-времени, отображаемого на руле, когда они активированы. Также на ведущего пилота возлагается ответственность за поддержание дистанции в 10 корпусов машины до машины безопасности до тех пор, пока она не выключит огни для возобновления гонки.
Рассел получил один штрафной балл, когда его сочли оставившим вдвое больший разрыв (более 125 метров) во время Гран-при Катара.





