ДЖЕДДА, Саудовская Аравия – Воскресный Гран-при Саудовской Аравии был во многом определен инцидентом на первом повороте между победителем гонки Оскаром Пиастри и обладателем поул-позиции Максом Ферстаппеном. Исход гонки зависел от решения стюардов, а не от событий на трассе, что, естественно, вызвало разногласия между гонщиками и их командами.

Большая часть видеозаписей, казалось, подтверждала решение о наказании Ферстаппена, но Red Bull продолжала отстаивать свою позицию – по крайней мере, в СМИ – до поздней ночи. Однако один голос отсутствовал в послегоночной полемике: Ферстаппен предпочел хранить молчание, опасаясь санкций со стороны руководящего органа.

Что произошло?

Пиастри лучше стартовал с линии, что позволило ему поравняться с Ферстаппеном, расположив свой McLaren с внутренней стороны перед первым поворотом. Видеозаписи с бортовых и внешних камер показали, что Пиастри был впереди Ферстаппена, когда они приближались к повороту, но на апексе Ферстаппен снова сравнялся, а затем прошел вперед по внешней траектории, приближаясь ко второму повороту.

Из-за большей скорости на внешней стороне поворота Ферстаппен вряд ли смог бы удержаться на трассе, но это стало неважно, когда обе машины повернули направо ко второму повороту, и присутствие Пиастри слева от Ферстаппена не оставило ему иного выбора, кроме как срезать поворот, чтобы избежать столкновения.

Ферстаппен вернулся на трассу впереди Пиастри на выходе из второго поворота, и в течение следующих трех поворотов столкновение между Юки Цунодой и Пьером Гасли привело к появлению автомобиля безопасности. Как только автомобиль безопасности был выпущен, гонка была нейтрализована, и Ферстаппен оказался впереди Пиастри.

Пиастри явно был недоволен и заявил об этом по командному радио.

«Он должен вернуть позицию, – сказал он. – Я был впереди. Он бы все равно не вошел в этот поворот, независимо от того, был я там или нет».

Ферстаппен ответил по радио: «Он просто вытолкнул меня с трассы. У меня не было намерения проходить этот поворот».

Ферстаппен сохранил позицию после рестарта, и к шестому кругу стюарды выписали пятисекундный штраф гонщику Red Bull, фактически отдав лидерство Пиастри, при условии, что тот сможет держаться достаточно близко к Ферстаппену до первого раунда пит-стопов, когда гонщик Red Bull отбыл штраф.

Что сказали стюарды?

При вынесении решения по инциденту стюарды руководствовались Руководством по стандартам вождения – по сути, правилами гонок Формулы-1.

Эти руководства, которые не публикуются для общественности, стали горячей темой после спорных инцидентов на Гран-при США и Мексики в прошлом году, а встреча между FIA и гонщиками на предпоследнем этапе чемпионата 2024 года в Катаре, по-видимому, внесла дополнительную ясность в правила на будущее.

Инцидент в первом повороте в Саудовской Аравии был спорным моментом с тонкими гранями, но он был охвачен руководствами. Поскольку передние колеса машины Пиастри, обгонявшего по внутренней траектории, опережали зеркало машины Ферстаппена на апексе, поворот фактически был его, и он не был обязан оставлять Ферстаппену место для гонок на выходе. Поэтому Ферстаппену следовало либо сохранить лидерство, оставаясь на трассе, что казалось невозможным, учитывая траекторию машин, либо уступить позицию – даже если бы он сделал это позже на круге.

В итоге Ферстаппен срезал второй поворот, чтобы избежать столкновения, но, не вернув позицию, «получил длительное преимущество», по мнению стюардов.

«Стюарды рассмотрели данные системы позиционирования/маршалинга, видео, тайминги, телеметрию и видеозаписи с бортовых камер и установили, что передняя ось машины № 81 [Пиастри] находилась как минимум на уровне зеркала машины № 1 [Ферстаппена] до и на апексе первого поворота, когда он пытался обогнать машину № 1 по внутренней траектории. Фактически, машина № 81 находилась рядом с машиной № 1 на апексе», – говорится в заявлении стюардов. «Основываясь на Руководстве по стандартам вождения, поворот, следовательно, был машиной № 81, и ему было положено предоставить место.

«Машина № 1 затем покинула трассу и получила длительное преимущество, которое не было возвращено. Он остался впереди машины № 81 и попытался развить преимущество».

Стюарды отметили, что за покидание трассы и получение длительного преимущества обычно назначается 10-секундный штраф, но они решили ограничиться пятисекундным штрафом, поскольку инцидент произошел в суматохе первого поворота гонки.

Что сказали гонщики?

Пиастри, как всегда, был сдержан в оценке инцидента, сказав, что он отложил торможение до последнего момента, но не имеет претензий к гонке или решению стюардов.

«Я знал, что мне, очевидно, придется тормозить довольно поздно, но я знал, что моей машины достаточно, чтобы войти в поворот, – сказал Пиастри. – Мы оба, очевидно, тормозили очень поздно. Я, со своей стороны, тормозил так поздно, как только мог, оставаясь на трассе. И я думаю, что то, как все произошло, было правильным решением».

Ферстаппен, тем временем, отказался комментировать инцидент, сказав, что ему лучше промолчать.

Действующий чемпион мира сказал, что его слова могут быть «искажены» в социальных сетях, а также сослался на недавние руководства FIA, запрещающие «любые слова, действия или писания, которые нанесли моральный вред или ущерб FIA» под угрозой финансовых штрафов и потенциальных гоночных банов для рецидивистов. К сожалению, Ферстаппен почувствовал, что не может комментировать такой ключевой момент в гонке из-за страха возмездия, но это может стать общей темой в этом сезоне, учитывая драконовскую позицию FIA по таким вопросам.

«Я знаю, что не могу ругаться здесь, но в то же время вы также не можете критиковать в любой форме, которая может «навредить» или «опасность»… Дайте мне достать лист», – сказал Ферстаппен. «Там много строк, понимаете? Поэтому лучше не говорить об этом – вы можете попасть в беду, и я не думаю, что кто-то этого хочет».

Молчание Ферстаппена означало, что руководителю команды Кристиану Хорнеру пришлось изложить позицию Red Bull, что он и сделал на своей обычной послегоночной медиа-сессии, сославшись на распечатку изображения с одной из бортовых камер Ферстаппена. Поскольку изображение было сделано с камеры, установленной ниже, чем камера на дуге безопасности Red Bull, оно обеспечивало несколько иную перспективу, чем та, которая транслировалась и использовалась стюардами в их расследовании.

Положение двух машин относительно апекса на изображении Хорнера не совсем ясно, но переднее колесо Пиастри видно и явно находится позади машины Ферстаппена. Тем не менее, даже несмотря на то, что Ферстаппен впереди в момент, изображенный на снимке, переднее колесо Пиастри, похоже, все еще находится на уровне зеркала Red Bull, что, как отметили стюарды, было ключевым фактором при вынесении штрафа.

Для Хорнера, однако, это изображение было доказательством того, что действия Ферстаппена следует рассматривать как гоночный инцидент, а не как штраф.

«Мы чувствовали, что не сделали ничего плохого, – сказал он. – Первый поворот, гоночный инцидент, две машины идут… Я не знаю, куда он [Ферстаппен] должен был деться.

«В этот момент [на изображении] он не может просто испариться. Оскар хорошо стартовал, Макс стартовал средне, они оказались [рядом друг с другом], но согласно их [стюардов] мнению, переднее колесо должно быть как минимум на уровне зеркала. Это очень, очень, очень близко».

Он добавил: «Когда вы смотрите на это [изображение], я не понимаю, как они пришли к такому выводу. Они оба вошли на одной скорости, Оскар зашел глубоко в поворот, Макс не может просто исчезнуть в этот момент времени, поэтому, возможно, эти правила нужно пересмотреть. Я не знаю, что случилось с их разрешением гоняться на первом круге, от этого, похоже, просто отказались. Я думаю, что это было очень сурово».

Несмотря на свои протесты, Хорнер преуменьшил возможность добиваться пересмотра решения о штрафе.

«Мы поговорили со стюардами после гонки. Они думают, что это очевидное решение, – сказал Хорнер. – Поэтому проблема в том, что если бы мы опротестовали это, то они, скорее всего, остались бы при своем мнении. Мы попросили их взглянуть на бортовые кадры, которые не были доступны в то время».

Андреа Стелла, коллега Хорнера из McLaren, согласился, что момент был спорным, но не сомневался в справедливости штрафа.

«Ситуация в первом повороте была действительно очень близкой, но это бизнес тонких граней, малых допусков, и на этот раз Оскар – благодаря очень хорошему старту с места и благодаря расположению машины с внутренней стороны, немного выше, чем у Макса, удерживая машину в пределах трассы – получил право [на поворот], и, очевидно, в такой ситуации нельзя обгонять за пределами трассы, – сказал он. – Поэтому я думаю, что дело предельно ясно. Это не должно вызывать никакой полемики, и, если уж на то пошло, я хочу воспользоваться возможностью подчеркнуть, насколько хорошо гоняется Оскар, он гоняется чисто, он жесткий гонщик и чрезвычайно точный».

Малые допуски и большие победы

Задним числом Red Bull, возможно, стоило бы сказать Ферстаппену, чтобы он вернул позицию Пиастри, чтобы избежать штрафа, а затем попытаться обогнать McLaren, используя превосходную шинную стратегию. Однако был и веский аргумент в пользу того, чтобы остаться в чистом воздухе впереди пелотона в надежде, что Ферстаппен сможет оторваться от Пиастри на пять секунд и нивелировать штраф таким образом.

«Если бы мы уступили, проблема в том, что вы, очевидно, едете в грязном воздухе [позади Пиастри], – сказал Хорнер. – Вы могли бы откатиться назад, проблема в том, что вы тогда рискуете оказаться позади Джорджа [Рассела, идущего третьим]. Лучшим решением в тот момент было – мы получили штраф, опустить голову и продолжать».

«Я думаю, что сегодня было очень жаль, что вы можете видеть наш темп по сравнению, безусловно, с McLaren или всеми другими машинами в этом первом отрезке на Medium [шине], мы были в хорошей форме. Нам пришлось отбыть пятисекундный штраф, и после этого на том же базовом отрезке, что и Оскар, он финишировал на 2,6 секунды позади, так что без этого пятисекундного штрафа сегодня была бы победа.

«Всегда будут разногласия по поводу такого незначительного решения».

Инцидент в конечном итоге решил исход гонки: Пиастри одержал свою третью победу в сезоне и возглавил чемпионат, опережая своего товарища по команде Ландо Норриса на 10 очков и Ферстаппена на 12.