Как гонщики NASCAR сохраняют хладнокровие в кабинах с температурой до 60°C

Новости F1
Гонщик Кайл Ларсон в охлаждающей рубашке
Кайл Ларсон (слева) – один из многих гонщиков NASCAR, использующих охлаждающие рубашки для контроля температуры тела в раскаленных кабинах сток-каров.

История появления охлаждающих рубашек в мире NASCAR долгое время оставалась своего рода загадкой.

Многие гонщики не знали точного ответа. Некоторые предполагали, что за этим новшеством стоит команда Hendrick Motorsports, в частности Джимми Джонсон, который всегда отличался прогрессивным подходом к вопросам физической подготовки и питания.

«Я был первым гонщиком, кто ее надел, – вспоминает Джонсон, – но истинным инициатором был Чэд Кнаус».

По словам Джонсона, его руководитель команды всегда следил за новыми технологиями и придерживался комплексного подхода к повышению эффективности гонщика, что, конечно, касалось и самого Джонсона. Семикратный чемпион серии Кубка также страдал от судорог и плохо переносил жару. Именно поэтому Кнаус раздобыл такую охлаждающую рубашку и решил проверить, насколько она эффективна.

«Когда мы раньше красили машины, в одной из покрасочных камер поддерживали температуру 100 градусов по Фаренгейту (около 38°C), чтобы ускорить сушку краски, – рассказывает Джонсон. – Кнаус буквально заставил одного из наших парней залезть туда в этой чертовой рубашке, подключить ее к сети и сидеть, имитируя пребывание в гоночной машине. Я никогда не забуду, как мне позвонил Чэд, он кричал: “Ты не поверишь, эта штука работает! У меня тут сидит такой-то в печи, я его там жарю, а ему в рубашке отлично!”»

Джонсон начал использовать рубашку примерно в 2018 или 2019 году. Сначала о ней знали только его товарищи по команде. Он не хотел, чтобы конкуренты узнали об его секрете, поскольку это давало значительное преимущество на трассе. Со временем информация стала общедоступной, и другие гонщики начали массово перенимать опыт Джонсона по принципу «делай как он».

Джои Логано расплывается в своей фирменной улыбке и громко смеется.

«Это как прыгнуть в бассейн жарким летним днем, – говорит действующий чемпион серии Кубка NASCAR. – Ощущения потрясающие. Это просто великолепно».

Проще всего описать это устройство как рубашку с технологией охлаждения. Внутри нее проложены тонкие трубки, по которым циркулирует холодная жидкость. Это изобретение стало настоящей революцией в вопросе комфорта и выносливости гонщиков.

«Вспоминаю прошлые годы, когда мы засовывали пакеты со льдом в комбинезоны и выбрасывали их на пит-стопах, – рассказывает Эрик Джонс. – С точки зрения выносливости в жаркий день это просто переворот. Бывало, после таких гонок вылезаешь из машины абсолютно вымотанный, независимо от уровня подготовки. Охлаждающая рубашка изменила все: даже при 90°F (около 32°C) за бортом никто больше не переживает из-за жары в кокпите».

Методы поддержания комфортной температуры тела у гонщиков развивались на протяжении многих лет. Пакеты со льдом, вентиляторы и шланги для подачи холодного воздуха в шлем (которые используются до сих пор) – все это были попытки снизить температуру тела. Однако шланг для шлема не дает такого эффекта, как рубашка, охлаждающая большую поверхность тела. Сегодня сложно найти гонщика в пелотоне, который бы не использовал охлаждающую рубашку.

Джонс был не единственным, кто назвал охлаждающую рубашку «переворотом». Майкл Макдауэлл, еще один гонщик, связывает рост популярности рубашек с появлением нового поколения автомобилей (Next Gen) в 2022 году. Команды серии Кубка быстро поняли во время тестов, насколько горячее стали эти машины, что сделало охлаждающие рубашки гораздо более востребованными.

«Эти рубашки существовали и раньше, но часто ломались или не давали достаточного охлаждения, – говорит Макдауэлл. – Было опасно на них полагаться, потому что не знал, сработает ли система сегодня. Но сейчас, хоть иногда и бывают сбои, невероятно помогают поддерживать прохладу тела, жизненно важных органов, а снижение пульса за счет отвода тепла – это колоссальное преимущество».

Шейн ван Гисберген даже замораживает свою рубашку заранее, чтобы добиться максимального охлаждения. Этот ритуал стал настолько важным, что его PR-представитель имеет в своем личном календаре постоянное напоминание: «Положить охлаждающую рубашку в морозилку за полтора часа до собрания гонщиков».

Некоторые гонщики используют рубашку не на каждой гонке, принимая решение исходя из погодных условий. Например, Росс Честейн признается, что иногда ему наоборот хочется потеть.

«На трассе в Мартинсвилле мне даже пришлось сходить в туалет, потому что я недостаточно потел», – рассказал он.

Когда гонщик находится в машине, рубашка (или жилет, в зависимости от выбора), надетая под огнеупорный комбинезон, подключается к небольшому насосу. Насос может быть установлен в любом удобном месте, как объяснил Сесар Вильянуэва, специалист по интерьеру автомобиля Кайла Ларсона в команде Hendrick Motorsports.

Насос прокачивает смесь воды и специальной антибактериальной, антигрибковой жидкости. Это помогает поддерживать чистоту системы. Если жидкость не циркулирует, система может засориться. В случае засорения насос, конечно, перестанет работать. Однако система может выйти из строя и по другим причинам во время гонки.

Гонщик Шейн ван Гисберген с охлаждающей рубашкой перед гонкой
Шейн ван Гисберген замораживает свою охлаждающую рубашку перед гонкой, чтобы усилить ее эффект.

«Ты просто попадаешь в ужасную ситуацию», – говорит Остин Диллон о сбое системы. «С этим ничего нельзя сделать, кроме как отключить ее, и, если возможно, слить воду. Но это как спасательный круг. Очень важно, чтобы она работала».

Сбой системы означает, что гонщик начинает буквально вариться от жары. Жидкость в трубках нагревается, и спастись невозможно, если нет возможности ее слить.

«Это великолепно, пока не сломается, – смеется Логано. – Но в большинстве случаев она работает отлично. Честно говоря, они здорово доработали эту систему. Раньше она была очень тяжелой, поэтому ее мало кто использовал. Теперь система довольно эффективна, и если она может помочь тебе психологически в конце гонки, потому что ты физически свежее, то ты будешь ее использовать».

«Неважно, в какой ты физической форме, ты все равно устанешь после 400 или 500 миль, – добавляет он. – Если ты можешь оставаться хоть немного свежее, это, вероятно, того стоит».

Конечно, вес имеет большое значение. Комфорт гонщика важен, но и производительность автомобиля критична, а лишний вес отнимает драгоценное время на круге. Тем не менее, из-за ее эффективности пришлось смириться с использованием системы, которая, по словам Вильянуэвы, весит около 6,5–7 фунтов (приблизительно 3 кг).

«Думаю, мы приняли небольшой штраф по весу за ее использование, – говорит Крис Бюшер, – потому что нужно быть максимально свежим, чтобы бороться за победу в конце гонки».

Тайлер Реддик начал использовать рубашку в 2021 году после того, как похудел. Он заметил, что ему стало необходимо что-то для лучшей регуляции внутренней температуры тела, поскольку ему стало очень быстро жарко без «изоляции», как он выразился.

Однако похвала Реддика отлично подытоживает значение охлаждающей рубашки в NASCAR.

«Ее используют многие гонщики, – сказал он. – Думаю, для охлаждения тела это, вероятно, самая эффективная вещь из всего, что у нас есть».

Артем Велесов
Артем Велесов

Артем Велесов – спортивный журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы. Специализируется на освещении хоккея и футбола. Начинал карьеру в региональных СМИ, сейчас – внештатный автор нескольких федеральных изданий.

Последние события спортивного мира