ИМОЛА, Италия – На протяжении всех 63 кругов воскресной гонки Макс Ферстаппен вернулся в привычное для себя состояние. На живописной трассе в Имоле он снова уверенно контролировал ход Гран-при за рулем своего Red Bull: машина слушалась идеально, шины Pirelli работали в оптимальном режиме, а соперники оставались далеко позади.
Когда у Ферстаппена всё складывается, четырехкратный чемпион Формулы-1 выглядит неудержимым. Несмотря на стратегию McLaren, появление машин безопасности или усилия Ландо Норриса и Оскара Пиастри, ничто не помешало Ферстаппену одержать вторую победу в сезоне.
Его единственная другая победа в сезоне — на Гран-при Японии в начале апреля — была одержана скорее *вопреки* поведению его машины, тогда как эта гонка в Имоле стала воплощением гармонии между человеком и техникой. Это почти заставило считать незначительным его отставание в 22 очка от Пиастри в зачете чемпионата, которое только увеличилось в промежутке между победами в Японии и Имоле.
Однако даже в сильную жару итальянского солнца одна победа еще не говорит о полном возвращении доминирующей формы. И каким бы впечатляющим ни было выступление Ферстаппена, остаются вопросы о том, насколько повторяемым этот успех будет в оставшейся части сезона.
Непобедимый Ферстаппен в Имоле
Победа Ферстаппена была во многом предопределена его великолепным обгоном Пиастри в первом повороте гонки. Пиастри, кажется, уделял слишком много внимания Джорджу Расселлу позади себя и относительно рано затормозил перед входом в Тамбурелло, оставив снаружи место размером с болид Red Bull, которым Ферстаппен не мог не воспользоваться.
«Я думал, что контролирую ситуацию, так что Макс совершил хороший маневр, — сказал Пиастри. — Да, в следующий раз я учту. В тот момент я не был чрезмерно обеспокоен тем, что не лидирую, но затем наш темп оказался не таким сильным, как я ожидал, что только усугубило ситуацию после первого поворота».
Как отметил Пиастри, этот обгон оказался решающим для исхода гонки, а его важность соответствовала уровню смелости, мастерства и точности, необходимых для его выполнения.
«Оскар оставил малейший просвет, и Макс просто бросился туда, — сказал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после гонки. — Либо победа, либо сход. И он снова показал, насколько хорош в таких ситуациях, когда просто видит возможность и действует так решительно».
С этого момента Ферстаппен полностью контролировал ход гонки.
Как и в течение всего сезона, лидирующая машина в чистом воздухе может лучше управлять износом шин, в то время как преследующая машина неизбежно повреждает резину, находясь в аэродинамическом потоке соперника. Преследуя Ферстаппена, нагрузка на переднюю правую шину Пиастри стала заметна уже после 10 кругов, и гранулирование резины уже ограничивало его способность держаться за Red Bull.
Перед гонкой стратегия с одним пит-стопом казалась наилучшим путем к победе, особенно для лидера после первого круга, но двухпит-стоп также был жизнеспособным вариантом на бумаге.
«Думаю, план А сейчас очень амбициозен», — сказал Пиастри по командному радио, намекая на свои шансы успешно реализовать стратегию одного пит-стопа.
Пит-уолл McLaren согласился и вызвал машину 81 на пит-стоп в конце 13-го круга. Это решение, от которого гонка Пиастри по сути так и не оправилась, но которое McLaren по-прежнему защищала в воскресенье вечером.
«Думаю, в тот момент шины Оскара значительно изнашивались, и Оскар передавал соответствующую информацию, — сказал руководитель команды Андреа Стелла. — Перед гонкой было неясно, будет ли это один или два пит-стопа. Если два, то 13-й круг был подходящим временем для заезда.
И если бы жесткие шины работали чуть лучше, стратегия двух пит-стопов была бы очень сильной, несмотря на необходимость обгонять другие машины. Но как только он перешел на жесткие шины, он оказался не намного быстрее Ландо и Макса, которые остались на изношенных средних.
Думаю, жесткие шины оказались немного менее конкурентоспособными, чем мы думали, но нам нужно было отклониться от основного пути и создать условие для победы над Максом сегодня. Так что, думаю, это можно судить только по hindsight, но если вы отклоняетесь, это было время для перехода на два пит-стопа.
Так что никаких сожалений. В конечном счете, для команды результат тот же, а для Оскара это мог быть путь к победе, и иногда, когда вы рискуете, чтобы выиграть, может быть небольшая негативная сторона».
Режим виртуальной машины безопасности (VSC) на 29-м круге для эвакуации сломавшейся машины Haas Эстебана Окона предоставил возможность всему пелотону заехать на пит-стоп незадолго до середины гонки. К несчастью для McLaren, Норрис совершил свой единственный пит-стоп за круг до VSC и поэтому не получил такой же выгоды от более быстрого пит-стопа, как Ферстаппен за круг до этого. Результатом стал разрыв в 20 секунд между ними, когда оба совершили свои пит-стопы и гонка возобновилась с нормальной скоростью.
Режим VSC также подтолкнул Пиастри совершить свой второй пит-стоп раньше запланированного на 30-м круге, что означало, что он завершил свою стратегию двух пит-стопов, не получив преимущества смещения по сравнению с теми, кто ехал с одним пит-стопом, *и* использовал все свои полезные гоночные шины.
Пиастри начал гонку только с одним комплектом средних шин и двумя комплектами жестких, в то время как его три комплекта использованных мягких шин с квалификации были бы мало полезны в гоночных условиях. Это, возможно, не стало бы такой большой проблемой, если бы гонка прошла до конца в обычном режиме, но когда на 46-м круге выехала машина безопасности, у него больше не было свежих средних или жестких шин для перехода, и поэтому ему пришлось остаться на трассе, в то время как Ферстаппен и Норрис заехали на пит-стоп за своим последним оставшимся комплектом жестких шин.
В результате пит-стопа его напарника по команде под машиной безопасности Пиастри поднялся на второе место, но с шинами, которые были на 17 кругов старше, когда гонка возобновилась, он не смог удержать Норриса позади. Пока две машины McLaren боролись за последние места на подиуме, Ферстаппен ушел вперед и одержал победу.
Развитие гонки, очевидно, сыграло против McLaren, но впервые в этом году также стало ясно, что у Red Bull был лучший гоночный болид.
«Думаю, сегодня мы попытались реализовать различные сценарии, чтобы попытаться победить Макса, но на ни одном этапе, на мой взгляд, у нас не было достаточного гоночного темпа, — сказал Стелла. — Даже после финальной машины безопасности Ландо смог обогнать Оскара и попытаться атаковать насколько возможно, но Макс практически полностью отвечал на темп Ландо».
Ферстаппен вернулся в борьбу за титул?
Высокоскоростные повороты, которые придают трассе в Имоле ее старомодный шарм, несомненно, сыграли на руку Red Bull по сравнению с McLaren. В отличие от неуклюжих, медленных участков Майами, которые так хорошо подходили McLaren две недели назад, Имола изначально обещала более сбалансированную битву между двумя самыми быстрыми машинами на трассе.
«После гонки, как в Майами, где наш темп был очень сильным, мы знали, что из-за конфигурации трассы и немного отличающихся окружающих условий эта гонка будет более сбалансированной с точки зрения гоночного темпа, — сказал Стелла. — Но должен сказать, сегодня мы все же были немного удивлены темпом Red Bull, который оказался очень конкурентоспособным.
Молодцы Макс, молодцы Red Bull, за то, что смогли показать такой результат, который означал, что исход гонки во многом решился обменом позициями между Оскаром и Максом в первом повороте. После этого мы пытались преследовать его, но на самом деле у нас сегодня не было достаточного гоночного темпа, чтобы победить Макса, лидирующего после первого круга».
Хорнер добавил: «Эта победа была, можно сказать, немыслима две недели назад [в Майами]. Думаю, это важная победа для команды на данном этапе чемпионата. Кажется, мы набираем небольшой импульс. На базе, все, кто за кулисами, работают невероятно усердно. Это своевременная победа с точки зрения чемпионата; она сохраняет давление на соперников и позволяет нам оставаться в борьбе».
Red Bull привезла обновления днища своей машины в Майами и дополнила их дальнейшими доработками в Имоле. Во время двух пятничных тренировок машина оставалась трудной в управлении, но изменения в настройках перед последней тренировкой в субботу наконец-то позволили раскрыть темп, который был недоступен ранее в этом году.
«Нам еще есть над чем работать, но я действительно считаю, что для нас это был очень позитивный уик-энд, — сказал Ферстаппен. — Конечно, мы привезли обновления, и, думаю, они сработали. Пятница была все еще очень сложной, но затем, думаю, мы нашли лучшие настройки для субботы, и я просто надеюсь, что мы сможем использовать это немного чаще, потому что это определенно привело машину в лучшее рабочее окно».
Найдя баланс, который позволил машине меньше скользить, Ферстаппен смог лучше следить за шинами, что, в свою очередь, обеспечило лучшее управление износом и более высокий темп в гонке.
Вопрос теперь в том, насколько этот шаг вперед в Имоле приведет к аналогичным результатам на других трассах. Анализ данных с воскресной гонки для Red Bull и McLaren будет направлен на выяснение того, насколько выступление Ферстаппена зависело от особенностей трассы и насколько оно стало результатом реального прогресса. К счастью, гонка на следующей неделе по медленным поворотам знаменитой уличной трассы в Монако может дать четкий ответ.
«Я действительно думаю, что эта трасса имеет довольно много высокоскоростных поворотов, что, как мне кажется, нравится нашей машине, — добавил Ферстаппен. — Также думаю, мы сделали шаг вперед с настройками машины, что помогает, но Монако, конечно, совсем другая трасса. Так что посмотрим, как мы там выступим. В прошлом году нам было очень сложно. Не жду, что в этот раз будет намного легче, потому что там много медленных поворотов, но посмотрим».
«Это всего лишь одна гонка в календаре, где ты стараешься показать максимум. Даже после этого остается много гонок, но, конечно, вы можете четко видеть, что как только мы приезжаем на трассы с высокоскоростными участками и поворотами, мы становимся более конкурентоспособными».
Для McLaren реакция на воскресное поражение будет аналитической, а не поспешной. Если исключить аномальную, выдающуюся победу Ферстаппена в Японии, первые шесть гонок показали, что MCL39 является лучшей машиной на данный момент, и это, вероятно, будет справедливо для широкого спектра трасс, оставшихся в календаре. Тем не менее, лидеры чемпионата прекрасно осознают, что их ближайший соперник, возможно, сделал значительный шаг вперед.
«Нам придется изучить данные, посмотреть на поведение шин и их термический режим, но, думаю, то, что произошло сегодня, — это комбинация факторов, — сказал Стелла. — Red Bull, думаю, они улучшились; они дорабатывали свою машину последние пару гонок, и, думаю, они сделали шаг вперед.
И если мы посмотрим на скорость поворотов и сравним ее со скоростью в Майами, машина здесь работает в совершенно другой части аэродинамических карт, и, думаю, мы знаем, что наша машина сильна на трассах, подобных Майами, Бахрейну или Китаю, но когда речь идет о высокоскоростных поворотах, как здесь, в Имоле, я не думаю, что мы получаем какое-либо особое преимущество.
Так что конфигурация трассы и прогресс Red Bull — думаю, это два фактора, из-за которых у нас сегодня не было особого преимущества».