Всего за 24 часа настроение вокруг первого домашнего Гран-при Льюиса Хэмилтона в составе Ferrari полностью изменилось.
Суббота в Имоле принесла разочарование: Шарль Леклер и Хэмилтон не смогли пробиться в третий сегмент квалификации, заняв лишь 11-е и 12-е места соответственно. Семь других команд показали лучший результат; только Haas и Sauber не смогли опередить обе машины Ferrari. Такой результат неприемлем для Скудерии в принципе, но на трассе всего в 80 километрах от завода в Маранелло — почти катастрофа. В субботу Хэмилтон заявил журналистам, что он «опустошен».
Днем позже его настроение было совершенно иным. Хэмилтон финишировал четвертым. Этому способствовали альтернативная стратегия по шинам и несколько отличных тактических решений с пит-уолл Ferrari во время периода машины безопасности под занавес гонки, что позволило ему прорваться вперед по протоколу.
Для Хэмилтона этот результат и последовавший прорыв оказались значимее даже его победы в спринте на Гран-при Китая, втором этапе сезона.
«Китай был неплох, но, на мой взгляд, этот результат лучше», — сказал он в воскресенье. «Мне всегда нравилось бороться с более низких позиций и прорываться. Именно так я начинал свою карьеру, и это всегда приносит гораздо больше удовлетворения, чем старт с первого места и финиш первым. Это определенно была мега-гонка. Из нее можно извлечь множество позитивных моментов».
Какие же именно позитивные моменты?
«Их масса», — продолжил Хэмилтон. «Во-первых, стратегия. Она была просто фантастической. Команда принимала отличные решения, нигде не допустила ошибок».
«Машина действительно помогла. В Китае я почувствовал полное единение с машиной, и второй такой момент был только сегодня. Я ощутил настоящую синергию. Думаю, настройки были отличными. Полагаю, мы немного улучшили наши характеристики. Просто провалили квалификацию. Если бы мы квалифицировались лучше, то сегодня боролись бы за подиум, что казалось невозможным».
Это был хороший прорыв, но прежде чем слишком увлекаться, необходимо сохранять объективность.
Этот уик-энд все равно стал тревожным сигналом, и Ferrari ни разу не выглядела претендентом на подиум только за счет чистой скорости. Хэмилтон склонен к драматическим перепадам настроения в зависимости от последнего результата, и, как он сам отметил, его гонка принесла приятное ощущение прорыва сквозь пелотон на последних кругах.
Машина безопасности появилась как нельзя кстати для него, но оказалась ужасной для других. Ее появление заставило Фернандо Алонсо из Aston Martin сетовать, что он «самый невезучий гонщик в гребаном мире».
Гонка напарника Хэмилтона, Леклера, также была испорчена машиной безопасности. Его решение не заезжать на пит-стоп за свежими шинами сделало его уязвимым для атаковавшего под конец Алекса Элбона на Williams. Леклер, многострадальное лицо команды Ferrari в Формуле-1, вечером в воскресенье, размышляя о своем Гран-при, был гораздо более сдержан в оценках уик-энда команды.
«Это была одна из тех гонок, где нужно ехать сердцем и немного поработать локтями», — сказал Леклер Sky Sports F1. «Я знаю, что в таких случаях едешь на пределе, иногда немного за его гранью. Но когда стартуешь 11-м, как гонщик, я просто не могу принять такую ситуацию, в которой мы оказались».
Для Леклера это, должно быть, мучительно знакомое чувство. Двенадцать месяцев назад он финишировал позади Макса Ферстаппена и Ландо Норриса на подиуме в Имоле, а в этом году покинул Автодром Энцо и Дино Феррари, отставая от лидера чемпионата Оскара Пиастри на 85 очков. Ferrari занимает четвертое место в Кубке конструкторов, уступая команде McLaren 165 очков.
Так быть не должно было.
Ferrari подошла к сезону, только что уступив McLaren в борьбе за Кубок конструкторов в прошлом году, и окрыленная приходом Хэмилтона. Предполагалось, что машина будет претендовать на чемпионство, но сейчас 2025 год выглядит скорее как попытка спасти сезон. К разочарованию всех причастных, под более темным оттенком красного, в который окрашена машина в этом году, все еще скрывается потенциал, который не удается раскрыть.
На вопрос, когда SF-25 «оживает», Леклер ответил: «В гонке, но до этого — нет. Мы пока не понимаем почему».
Это лишь усиливает разочарование, поскольку в прошлом году команда, казалось, наконец обрела фундаментальное понимание сильных сторон машины. Леклер возглавил возрождение Ferrari во второй половине сезона, когда команда после летнего перерыва стала гораздо более грозным соперником.
Ключом к перелому стало то, как Ferrari удалось найти идеальный баланс — сильный в квалификации, но, что важнее, еще сильнее в гонках — чтобы дать Леклеру, возможно, лучшему гонщику Ф1 на одном круге, идеальную основу для борьбы за победу каждый уик-энд. В предыдущие годы машины Ferrari отлично выступали в квалификации, но слишком часто теряли темп в гонке, что приводило к ошибкам гонщика и команды на пит-уолл (обе стороны и так под огромным давлением) в попытке компенсировать. Победы Леклера в Монце и Остине, а также победа Карлоса Сайнса на Гран-при Мехико, дали дразнящее представление о том, чего команда могла бы достичь с идеально сбалансированной машиной.
Этот оптимальный баланс, кажется, был потерян в этом году. Хэмилтон неоднократно упоминал об изменениях, внесенных после его победы в спринте в Китае, которые привели к потере скорости. Прогрев шин, похоже, является основной областью, с которой команда не может справиться в этом сезоне.
«Очевидно, что мы пытаемся добиться от машины максимума в субботу», — сказал руководитель команды Фредерик Вассер после гонки в Имоле. «Последние два уик-энда мы не смогли улучшить результат на последнем комплекте шин в квалификации. Это вызывает некоторое разочарование. Безусловно, нам нужно сосредоточить все усилия на решении этой проблемы».
Тифози могут утешиться тем, что если решение проблемы с потерей темпа в субботу удастся найти быстро, Ferrari может совершить довольно резкий рывок.
С учетом проблем в квалификации, гонка в Монако станет большим испытанием. Извилистая и узкая трасса в Монте-Карло известна тем, что квалификация оказывает огромное влияние на результат гонки — это вряд ли изменится, несмотря на новое обязательное требование двух пит-стопов, введенное для повышения зрелищности.
Леклер, как известно, в прошлом году сломал проклятие домашней трассы в Монако, но в этом году не ждет повторения успеха.
«Очень сложный уик-энд», — так он оценил ожидания от предстоящего уик-энда в Княжестве. «Я не знаю [чего ожидать], но есть много вещей, которые невозможно предсказать. Риск, который ты принимаешь в квалификации, настройки машины — все совершенно по-другому, так что я надеюсь, что мы будем приятно удивлены».