БАРСЕЛОНА, Испания — Будучи бывшим руководителем команды Haas в Формуле-1, Гюнтер Штайнер часто изо всех сил стремился к высоким результатам, но за восемь лет работы в американской команде так и не попробовал шампанского на подиуме.
Теперь же, вероятно, его ждет гораздо больше поводов для празднования.
В пятницу MotoGP подтвердила, что Штайнер возглавляет консорциум, который приобрел команду Red Bull KTM Tech 3. Источник, близкий к ESPN, сообщил, что сделка по покупке французской команды оценивается примерно в 20 миллионов евро. Ожидается, что Штайнер завершит сделку и вступит в должность генерального директора к концу года.
MotoGP является вершиной двухколесного автоспорта, аналогом Формулы-1, известной своим захватывающим зрелищем на трассе и непредсказуемой конкуренцией. Хотя Марк Маркес, бесспорно, самый одаренный гонщик за 76-летнюю историю спорта, уверенно лидирует в чемпионате этого года, за последние два сезона победы одержали одиннадцать разных пилотов из шести команд, выступающих на мотоциклах трех разных марок.
«Это действительно много значит для меня, потому что именно этого мне не хватало, — рассказал Штайнер ESPN в эксклюзивном интервью. — В Формуле-1… было ощущение: «мы не можем добраться до подиума» — то есть, можно, но для этого должно совпасть абсолютно всё. Но в MotoGP такая возможность есть; если мы хорошо поработаем, мы сможем туда попасть. Это в наших руках, потому что стартовая решетка более разнообразна без необходимости в «балансе производительности» или чём-то подобном. Конечно, нужен и подходящий гонщик, но… если он чувствует себя комфортно и уверенно, он может добиться хорошего результата. В этом и заключается разница».
Штайнер наиболее известен своей работой в Формуле-1, где он занимал различные должности в Jaguar и Red Bull Racing с 2001 по 2008 год, а затем был назначен руководителем команды Haas перед ее дебютом в 2016 году. Однако его карьера в автоспорте началась с ралли в 1980-х, и его интересы в гонках охватывают широкий спектр дисциплин.
Покинув Haas после сезона 2023 года, он вдруг обнаружил, что у него появилось много времени для реализации всех этих интересов. Практически сразу его привлек MotoGP.
«Я всегда хотел побывать на гонке, но потом меня захватили все эти дела, Формула-1, и времени больше не было, — пояснил Штайнер. — И после того, как я ушел из Haas, я решил поехать в Остин, потому что… я знаю довольно много людей в MotoGP и говорил: «Мне нужно приехать, мне нужно приехать», а потом просто поехал».
«Начинаешь вспоминать что-то, начинаешь снова следить за этим внимательнее, и вот откуда берутся мои сумасшедшие идеи, понимаете? Я еду куда-то, и это на самом деле очень круто. «Давайте попробуем», понимаете? И вот откуда появилась эта идея».
Помимо привлекательности соревновательной составляющей, уроженец Италии, проживающий в Северной Каролине, был очарован самой мистикой геройских поступков гонщиков на трассе.
Эти мотоциклы ускоряются быстрее и развивают более высокие максимальные скорости, чем болиды Формулы-1. Гонщики наклоняются под углом до 70 градусов, регулярно задевая своими хорошо защищенными коленями, локтями и даже плечами асфальт в поворотах. Штайнер получил непосредственное представление об огромном риске и физических нагрузках, с которыми сталкиваются эти спортсмены каждый гоночный уик-энд, когда сам прокатился на двухместном демонстрационном мотоцикле MotoEX2, что еще больше усилило его восхищение.
«То, что эти парни делают на мотоциклах — вызов, опасность, всё это… на мой взгляд, это просто очень, очень круто наблюдать, — заметил он. — А потом в прошлом году в Остине, когда я прокатился на этом мотоцикле сзади, это по-настоящему привлекло мое внимание, могу вам это сказать».
«Я всегда был связан с машинами, ездил с быстрыми пилотами на быстрых автомобилях — никогда на двухместном болиде Ф1, но на всех остальных — и да, это здорово и быстро. Но… последний раз, когда я действительно испугался в машине, это было с Колином Макреем в раллийном автомобиле, и я думаю, это было самое близкое ощущение к тому, что я испытал, сидя сзади на одном из этих мотоциклов. Дело не в страхе, но вы можете ясно увидеть и почувствовать этот вызов».
Обсуждая спорт за чашкой кофе с инсайдерами паддока, постоянно всплывает одна и та же мысль: если бы MotoGP смог охватить более широкую аудиторию, он был бы оглушительно успешен. Например, на рынке США, хотя фанатская база невелика, эти фанаты исключительно преданы и страстны — даже больше, чем в традиционных оплотах, таких как Испания, Италия и Юго-Восточная Азия.
Ричард Коулман, назначенный Штайнером руководитель команды, красноречиво подытожил эту мысль:
«Эти гонщики сражаются плечом к плечу на скоростях свыше 370 километров в час. Они — гладиаторы современного мира, — заявил он. — И я искренне верю, что когда этот спорт дойдет до новой аудиенции, его потенциал станет безграничным».
Штайнер неизменно подчеркивал свою преданность новой команде, стремление к результатам и свое видение успеха Tech 3 в следующем году и в перспективе. Что важно, он также признает свою уникальную способность привлекать глобальную аудиторию, во многом благодаря своей заметной роли в документальном сериале Netflix о Формуле-1 «Drive To Survive». 60-летний специалист мгновенно стал звездой благодаря своим откровенным, очаровательно аутентичным и часто нецензурным высказываниям.
Для серии, которой просто нужна известность, его участие открывает значительный потенциал.
MotoGP в настоящее время переживает коммерческое возрождение. В этом сезоне были побиты рекорды посещаемости на семи гонках, количество зрителей, по данным одного источника, значительно увеличилось на нескольких рынках, и важность создания оригинального контента воспринимается как никогда ранее.
Все эти события произошли еще до того, как Liberty Media, владелец Формулы-1, чья маркетинговая экспертиза частично ответственна за ее взрывной рост, завершила приобретение Dorna Sports, правообладателя коммерческих прав MotoGP, за 4,2 миллиарда евро.
«Он понимает бизнес, он разбирается в нем», — сказал Карлос Эспелета, главный спортивный директор Dorna Sports, отвечая на вопрос о потенциале Штайнера как самой яркой звезды «Drive To Survive». «Конечно, его личность очень помогла. Думаю, некоторые могут обидеться, назвав его самым ярким персонажем в «Drive To Survive» — возможно, руководители команд или пилоты могут возразить — но я согласен. Он был огромен».
«Если вы поговорите со многими бизнесменами, связанными с Формулой-1, они скажут, что весь мерчендайзинг Гюнтера был распродан. Здорово, что он присоединился к нам. Я думаю, он окажет здесь реальное влияние: во-первых, привлечет новую аудиторию, а во-вторых, принесет тот самый шарм и прямолинейную индивидуальность, с которой люди легко смогут себя соотнести».
Он также не единственная всемирно известная личность, которая обращалась в MotoGP по поводу инвестиций в команду.
«Мы были ошеломлены уровнем интереса со стороны людей, желающих войти в спорт», — сообщил Эспелета. Источник упомянул, что серия еженедельно получает запросы от состоятельных групп, заинтересованных в приобретении доли в одной из одиннадцати команд на стартовой решетке.
Семикратный чемпион мира Формулы-1 Льюис Хэмилтон, Bolt Ventures (семейный фонд Дэвида Блитцера, чья компания Harris Blitzer Sports & Entertainment владеет командой НБА «Филадельфия Севенти Сиксерс» и командой НХЛ «Нью-Джерси Девилз»), а также легенда «Лос-Анджелес Лейкерс» Пау Газоль — все они вели переговоры с MotoGP относительно владения командой, сообщил источник ESPN.
Главным препятствием для привлечения новых инвесторов в спорт является нежелание нынешних владельцев команд продавать их. Если спорт сможет реализовать свой огромный потенциал роста, активы этих владельцев значительно вырастут в цене в ближайшие годы, что делает их менее склонными к продаже и риску упустить потенциальный бум.
Штайнер теперь владеет своей долей в MotoGP с командой Red Bull KTM Tech 3. Помимо вывода гонщиков Маверика Виньялеса и Энеа Бастианини на подиумы, он также сыграет ключевую роль в привлечении огромной новой аудитории к этой серии. И вскоре у него может появиться дополнительная помощь.