СУЗУКА, Япония — После воскресного Гран-при Японии вновь возник знакомый вопрос: есть ли у Формулы 1 проблема с обгонами?
Несмотря на блестящее выступление Макса Ферстаппена, одержавшего победу, нельзя было не заметить недостаток обгонов в пелотоне позади него. В гонке было всего 15 обгонов после первого круга, по сравнению с 48 на этом же автодроме в 2024 году и 29 в 2023 году, и 11 из 20 гонщиков финишировали на тех же позициях, с которых стартовали.
Более того, скуку испытывали не только телезрители. Даже на такой быстрой и захватывающей трассе, как Сузука, несколько гонщиков сочли 53 круга утомительным занятием.
«Долго, скучно, мало что происходило», — так Нико Хюлькенберг подытожил гонку после того, как стартовал и финишировал 16-м за команду Sauber. «Большую часть гонки я провел в трафике, и не очень весело смотреть на чье-то заднее антикрыло в зоне DRS. С этими машинами очень сложно в грязном воздухе».
Гонщик Williams Карлос Сайнс, которому удалось совершить два обгона к концу гонки, но все же финишировавший 15-м, на той же позиции, с которой стартовал, сравнил недостаток обгонов с Монако – трассой, где в 2024 году было так мало обгонов, что Формула 1 почувствовала необходимость обязать команды совершать два пит-стопа в этом году, чтобы оживить зрелище.
«Средняя группа команд настолько плотная, и на трассе, где нужно быть на 0,7–0,8 секунды быстрее, чтобы совершить обгон, было невозможно ожидать гонку, в которой можно было бы прорваться через пелотон», — сказал он. «Эта трасса в некотором роде стала похожа на Монако в плане сложности обгонов».
Даже для новичка Габриэля Бортолето, который впервые участвовал в гонке на скоростной трассе Сузука, гонка стала скучной.
«Это было не так уж сложно, просто немного скучно оставаться позади [машины впереди]», — сказал бразилец. «Даже если у вас есть более высокий темп, как в моем случае к концу гонки, этого было недостаточно, чтобы получить действительно большое преимущество в темпе.
«Я пытался дважды [обогнать], но мне не удалось оказаться бок о бок в конце прямой. Жаль, но мы двигаемся дальше».
Почему в Японии было так сложно обгонять?
После Гран-при Китая, который также отличался явным недостатком борьбы колесо в колесо, дефицит обгонов в Японии вызвал знакомые опасения в спорте. Формула 1 давно проявляет невротическую обеспокоенность своим «шоу» и с 2009 года регулярно вносит изменения в регламент, чтобы стимулировать обгоны и бороться с проблемой «грязного воздуха».
Аэродинамические характеристики автомобиля остаются самым большим фактором, определяющим производительность в Формуле 1, и каждая из аэродинамических поверхностей спроектирована так, чтобы максимизировать время круга при чистом и стабильном воздушном потоке. Некоторое внимание уделяется тому, чтобы сделать автомобили менее чувствительными к изменениям направления ветра, но невероятно сложно имитировать турбулентный воздух, ощущаемый в кильватере другой машины, и гораздо выгоднее разрабатывать автомобиль для чистого времени круга в чистом воздухе.
Текущий свод правил, в котором особый упор делается на аэродинамику днища, был введен в 2022 году для улучшения возможностей обгона и сокращения разрыва в производительности между автомобилями. Идея заключалась в том, чтобы сделать аэродинамические поверхности автомобиля менее чувствительными к грязному воздуху, выходящему из-под машины впереди, и, по общему мнению, между концом 2021 и началом 2022 года произошло улучшение.
Но после четырех сезонов интенсивной разработки аэродинамическая чувствительность автомобилей только возросла, и гонщики снова сталкиваются с невидимой стеной грязного воздуха, когда приближаются к машине впереди.
«Казалось, что очень сложно приблизиться», — сказал гонщик Alpine Пьер Гасли в воскресенье вечером. «Как только вы приближаетесь на 0,6 или 0,7 секунды, становится очень трудно сократить этот последний разрыв — это крайне сложно.
«Тогда вы не особо занимаетесь контролем [износа шин], поэтому, когда все машины очень близки по производительности, очень трудно совершить обгон. Вот что есть, то есть».
Уменьшение прижимной силы, ощущаемое в кильватере соперника, сопряжено с дополнительным негативным фактором – повышенной нагрузкой на шины. Несколько кругов, проведенных в пределах секунды от машины впереди, могут перегреть шины, поскольку им трудно компенсировать недостаток аэродинамических характеристик, что снижает вероятность обгона. Нередко можно увидеть, как машина приближается на расстояние менее секунды, испытывает трудности в грязном воздухе, а затем откатывается назад, чтобы охладить шины, прежде чем снова начать процесс.
Это также означает, что гонщик, лидирующий в гонке, имеет встроенное преимущество, наслаждаясь чистым воздушным потоком, в то время как те, кто позади, находятся в изначально невыгодном положении, пытаясь справиться с перегревом шин.
«В конечном счете, мы продолжаем добавлять аэродинамическую прижимную силу [к автомобилям], что означает, что потери становятся еще больше [позади соперника], поэтому я думаю, что грязный воздух является проблемой», — сказал руководитель команды McLaren Андреа Стелла. «Мы видели это даже в Китае, когда Хэмилтон лидировал в спринте, он мог делать практически все, что хотел, даже если шины были повреждены. Так что лидерство является значительным фактором.
«Даже если это поколение автомобилей было задумано для того, чтобы улучшить преследование, о чем мы говорили в 2022 году, сейчас произошло так много аэродинамических разработок, что они снова стали настолько аэродинамическими машинами, что, как только вы едете следом, вы теряете производительность».
Но грязный воздух отнюдь не новая проблема в Формуле 1, и последние 12 месяцев аэродинамических разработок не объясняют соответствующее падение количества обгонов на Сузуке на 68% с 2024 по 2025 год. Ключевым фактором в этом конкретном годовом падении стала замена покрытия трассы перед событием 2025 года, что привело к более гладкому асфальту и очень незначительному ухудшению характеристик шин по ходу гонки.
Это означало, что такие гонщики, как Ландо Норрис, у которого Red Bull Ферстаппена был в поле зрения на протяжении всего воскресного дня, так и не получили преимущества в производительности, необходимого для совершения обгона. Одной из сильных сторон McLaren в этом году является то, как она обращается со своими шинами, что на другом покрытии трассы могло бы дать ему преимущество над Red Bull, но не на Сузуке.
«Гонка проходила на пределе возможностей от старта до финиша, но темп был слишком схожим, чтобы что-то сделать», — сказал Норрис. «Макс провел хорошую гонку без ошибок, и в конечном итоге все свелось к квалификационным позициям».
Стелла добавил: «Ландо пытался приблизиться к Ферстаппену с максимальным импульсом, но это было сложно. Мы с самого начала знали, что на этой трассе вам нужно преимущество в производительности от 0,7 до 0,8 секунды, чтобы иметь возможность обгонять.
«Обычно такая разница во времени круга может возникать из-за износа шин, но с новым асфальтом Сузука изменила свою особенность быть трассой с высокой деградацией. Теперь это трасса с очень низкой деградацией. Это был очень легкий пит-стоп и не так много стратегических вариантов».
«Обычно шины добавляют остроты, потому что есть трассы, на которых вы изнашиваете почти 0,1 секунды на круг, и тогда, если у вас лучше деградация — если вы изнашиваетесь на 50% меньше за 10 кругов, например, — вы на полсекунды быстрее, просто потому, что ваши шины меньше изнашиваются. В этом году эта переменная не работала, потому что не было износа шин».
По чистой случайности покрытие трассы в Шанхае также было заменено перед гонкой этого года, что способствовало аналогичному явлению всего две недели назад на втором этапе сезона. Далеко не идеально, но, как отметил самый опытный гонщик в спорте, Фернандо Алонсо, гонщики Формулы 1 всегда найдут повод пожаловаться.
«Возможно, один пит-стоп был не такой веселой гонкой, как мы надеялись, а в прошлом с несколькими пит-стопами, возможно, была разница в шинах», — сказал он. «Но да, когда у нас нет сцепления, мы жалуемся, что нет сцепления, а когда у нас слишком много пит-стопов, мы жалуемся, что шины не выдерживают, поэтому вместо того, чтобы видеть негативную сторону уик-энда, я стараюсь наслаждаться тем, что мы испытали в эти выходные, и это была еще одна отличная Сузука».
Что можно сделать, чтобы гонки стали более захватывающими?
Хотя проблемы с грязным воздухом вновь возникли к концу этого регламентного цикла, изменение правил 2022 года достигло своей цели по сокращению разрыва в производительности между командами. Разрыв между самой быстрой машиной в первой сессии квалификации на Сузуке — McLaren Оскара Пиастри — и машиной на 16-м месте — Хюлькенбергом — был менее секунды в субботу, что подчеркивает, насколько плотной стала конкуренция.
При таких небольших разрывах по всему пелотону неудивительно, что происходит так мало обгонов, особенно когда преимущество в производительности, необходимое для совершения обгона на Сузуке, было таким большим, как 0,8 секунды. В этом смысле Гран-при Японии 2025 года, несмотря на недостаток возможностей для обгона, был намного плотнее, чем гонка 2024 года, которая также считалась скучной из-за 20-секундного отрыва победителя гонки Ферстаппена от следующего не-Red Bull гонщика на третьем месте.
Но если проблема обгонов сохранится в течение сезона при такой плотности пелотона, есть опасение, что в этом году чемпионат будет определяться результатами квалификаций, а не борьбой колесо в колесо в гонках.
«Конечно, квалификация всегда имеет решающее значение для результата», — сказал руководитель команды Ferrari Фредерик Вассер в воскресенье в Японии. «Чем меньше разрыв между машинами, тем более верно это … потому что вы находитесь в группе машин.
«Дело не в том, что вы просто боретесь с парнем впереди вас. Да, вероятно, это будет «квалификационный» чемпионат».
Следующий этап в Бахрейне станет более честной проверкой того, насколько велика проблема Формулы 1. Покрытие трассы Сахир является одним из самых абразивных в календаре, и планировка предлагает множество возможностей для обгона на каждом круге, обеспечивая большую деградацию шин и больший потенциал для действий.
Всегда будут гонки, в которых меньше действий, чем в других, и, как отмечает Алонсо, стоит ценить каждую трассу за ее уникальные качества.
«Это Сузука, я не помню гонки даже в прошлом, где мы видели бы слишком много обгонов здесь без изменения погоды», — сказал он. «Кажется, мы всегда повторяем в четверг [пресс-день Формулы 1 перед гонкой], насколько велика Сузука, насколько велик Монако, гламур, захватывающие выходные, а затем в воскресенье мы просыпаемся и говорим: Монако скучен, что мы можем сделать с трассой, Сузука скучна.
«Это Формула 1. Сузука великолепна, прежде всего потому, что суббота невероятно адреналиновая, так что это уже хорошо».