ШАНХАЙ – Новый сезон Формулы-1 только начался, но отставание Ferrari по очкам уже выглядит удручающе.

После того, как в прошлом году команда уступила в борьбе за Кубок конструкторов 15 очков, в этом сезоне она уже на 61 очко отстает от McLaren в командном зачете. Льюис Хэмилтон и Шарль Леклер отстают от лидера личного зачета Ландо Норриса на 35 и 36 очков соответственно.

Эти цифры были бы несколько лучше, если бы обе машины Ferrari не были дисквалифицированы с воскресного Гран-при Китая за отдельные технические нарушения. Машина Леклера оказалась на 1 килограмм легче минимально допустимого веса, а машина Хэмилтона была дисквалифицирована из-за чрезмерного износа днища, вызванного слишком низкой посадкой болида.

В Ferrari заявили, что «не было намерения получить какое-либо преимущество» и что эти нарушения не дали бы никакого ощутимого прироста производительности. Но в спорте, где все измеряется тысячными долями секунды, нет оправданий или послаблений за нарушение правил.

За что дисквалифицировали Хэмилтона

Днище – полоса из древесной смолы, установленная на днище болида – используется FIA для измерения высоты посадки болидов и предотвращения потенциально опасных настроек. Более низкая посадка может дать преимущество в скорости, но чем ниже настроен болид, тем больше изнашивается днище при трении о поверхность трассы.

Если толщина днища уменьшается до 9 миллиметров в любой из четырех контрольных точек, болид признается нелегальным и дисквалифицируется из результатов гонки.

В статье регламента говорится: «Толщина днища, измеренная перпендикулярно нижней поверхности, должна составлять 10 мм [плюс-минус] 0,2 мм и должна быть однородной в новом состоянии. Минимальная допустимая толщина из-за износа составляет 9 мм, и соответствие этому положению проверяется по периферии обозначенных отверстий».

В случае с Хэмилтоном, днище было измерено в трех местах и оказалось на 0,4 мм слишком изношенным с левой стороны и на 0,5 мм слишком изношенным в центре и справа. Для сравнения, толщина обычной монеты в четверть доллара составляет 1,75 миллиметра.

В последний раз автомобили дисквалифицировались за износ днища на Гран-при США 2023 года. По иронии судьбы, этими двумя пилотами были Хэмилтон, выступавший тогда за Mercedes, и Леклер из Ferrari.

В том случае, неровная поверхность трассы в Остине была частично виновата, как и формат спринта, который в 2023 году не позволял командам менять настройки после начала квалификации в пятницу. Недавно уложенная и супергладкая поверхность трассы исключала подобное оправдание в Шанхае, в то время как у команд теперь есть возможность менять настройки между спринтом и Гран-при – отчасти для того, чтобы избежать подобных ситуаций.

Льюис Хэмилтон, слева, и Шарль Леклер теперь отстают от лидера чемпионата на 35 и 36 очков соответственно после дисквалификации с Гран-при Китая.

В заявлении Ferrari, сделанном в воскресенье вечером, говорилось, что команда «неверно оценила износ [днища] на небольшую величину». В заявлении стюардов говорилось, что команда признала, что «смягчающих обстоятельств не было и что это была подлинная ошибка».

За что дисквалифицировали Леклера

Правила в отношении веса автомобиля так же однозначны, как и в отношении толщины днища.

Минимальный вес болида Формулы-1, включая пилота, но без топлива, составляет 800 килограммов, и это требование должно соблюдаться постоянно во время соревнований. В этом году минимальный вес был увеличен на два килограмма, чтобы пилоты могли весить 82 кг вместо 80 кг, но строгий контроль веса применяется в конце каждой гонки.

Как обычно делается после гонки, каждый финишировавший болид взвешивался по возвращении в боксы с остатками топлива на борту. Ferrari Леклера и Alpine Пьера Гасли подозрительно показали низкий вес в 800 кг, после чего из них слили топливо, чтобы проверить, не опустились ли они ниже требуемого порога.

Машина Леклера получила повреждение переднего антикрыла в результате столкновения с Хэмилтоном на первом круге гонки. Ferrari разрешили установить идентичное, неповрежденное крыло для повторного взвешивания, но, тем не менее, болид №16 оказался на один килограмм легче нормы. Машина Гасли также оказалась на килограмм легче, и в итоге оба были дисквалифицированы.

Обе машины были в числе тех, кто прошел гонку с одним пит-стопом в день, когда все команды рассчитывали на стратегию двух остановок. Более длительное использование шин привело к большему износу, чем рассчитывали команды, и, следовательно, к большей потере физической резины с шин. Комплект шин F1 (без дисков) весит 42 кг в новом состоянии, но за длинный отрезок может потерять до 3 кг из-за износа.

«Шарль сегодня ехал по стратегии одного пит-стопа, и это означало, что износ его шин был очень высоким, что привело к тому, что машина оказалась легче минимального веса», — говорится в заявлении Ferrari.

В отличие от Леклера, Хэмилтон реализовал стратегию двух пит-стопов в воскресенье, и, следовательно, имел бы значительно больше резины на своих шинах, чем Леклер, когда пересек финишную черту. Но следует также отметить, что девять других машин, включая товарища по команде Гасли, Джека Духана, реализовали стратегию одного пит-стопа без того, чтобы их машины оказались легче минимального веса.

Опять же, есть недавний пример дисквалификации автомобиля за то же нарушение после того, как Mercedes Джорджа Рассела был лишен победы за недостаточный вес на Гран-при Бельгии в прошлом году.

В общей сложности Ferrari потеряла 18 очков из-за дисквалификаций на воскресном Гран-при Китая, что более чем удвоило бы ее текущий общий счет очков, который составляет 17. Как бы болезненно это ни казалось сейчас для Ferrari, если судить по борьбе за титул 2024 года с McLaren, к концу года это может стать еще более мучительным.