Гран-при Майами 2025: Энергия молодости и волна популярности Формулы-1 в Америке

Новости F1

МАЙАМИ-ГАРДЕНС, Флорида. — «Они болеют за меня?» — спросил Эвандер Холифилд, бывший чемпион мира по боксу в супертяжелом весе, глядя снизу вверх с территории Международного автодрома Майами на многоуровневые балконы. Именно там сотни поклонников Формулы-1 проводили воскресный день, перегибаясь через перила и крича вниз, в паддок, надеясь привлечь внимание знаменитостей, направляющихся на четвертый этап Гран-при Майами.

«А, нет, дружище, это не для меня. Я недостаточно молод и крут для этой толпы», — сказал 62-летний «Настоящая Сделка» с подмигиванием, покачав головой и указав на толпу, движущуюся мимо, окружая кого-то, спрятанного среди них. «Как тот парень».

«Тем парнем» оказался Тимоти Шаламе, 29-летний актер из «Дюны» и байопика о Бобе Дилане. И да, очень молодая толпа действительно ревела от восторга при виде очень молодой звезды.

Но даже номинант на «Оскар» не смог вызвать столь высокий уровень визга, какой раздался при появлении еще более молодых людей, направлявшихся на работу.

По мере того, как гонщики один за другим выходили из штаб-квартир команд Формулы-1, построенных на поле стадиона «Хард Рок», и двигались сквозь толпу к гаражам, где готовились их машины, уровень звукового восхищения, обрушивающегося на них, казалось, был прямо пропорционален их возрасту.

«Хорошо быть молодым и быстрым», — заметил сэр Джеки Стюарт, 85 лет, наблюдая, как мимо проходят 25-летний Ландо Норрис и его сопровождающие из McLaren, осыпаемые хором криков: «ЛАНДО! ЛАНДО! ПОСМОТРИ СЮДА!»

Стюарт, трехкратный чемпион мира, продолжил: «Именно так правильно описать Формулу-1 сейчас: молодая и быстрая».

Через несколько часов гонка только подтвердила слова легенды. Норрис финишировал вторым после своего напарника Оскара Пиастри, 24 года, еще больше укрепив свои позиции на первых двух местах в зачете пилотов. На подиуме к ним присоединился Джордж Рассел из Mercedes, затем действующий чемпион мира Макс Ферстаппен (оба по 27 лет), Алекс Албон (относительно «старый» по меркам этой компании, 29 лет), а затем Кими Антонелли, который в пятницу стал самым молодым гонщиком Формулы-1, завоевавшим поул-позицию.

Антонелли исполнится 19 лет только в конце августа.

«Я 15 лет пытался заставить своих детей посмотреть Ф1 со мной в воскресенье утром, а они всегда говорили: «Заткнись, папа, это скучно, и мы хотим спать!», — сказал 48-летний житель Майами Оскар Мартинес, развалившись на сиденьях секции 301 на верхнем ярусе стадиона «Хард Рок», наблюдая за гонкой на гигантских телеэкранах внутри домашней арены Miami Dolphins, в то время как сами сиденья сотрясались от грохота гонки, разворачивающейся вокруг стадиона. Он указал на два ряда ниже, на своего сына-подростка и дочь, оба одетые с ног до головы в «папайю» McLaren и прикованные к происходящему снаружи. «Теперь они сами будят меня в воскресенье утром, чтобы посмотреть Ф1, а эти билеты были единственным рождественским подарком, который они хотели».

Он крикнул следующую фразу достаточно громко, чтобы они могли его услышать: «У нее самая сильная влюбленность в Оскара!»

Оскар Пиастри празднует победу
Оскар Пиастри одержал четвертую победу в сезоне Формулы-1 в воскресенье в Майами.

«Папа, заткнись!»

Видите? Молодые. И, возвращаясь к мистеру Холифилду, крутые. За 75-летнюю историю Формулы-1, самый любимый вид автоспорта в мире никогда не был таким крутым в Соединенных Штатах и уж точно никогда не рос так быстро среди молодежи.

Американцы массово потянулись к Формуле-1 с лета 2020 года, когда все сидели по домам в ожидании окончания пандемии COVID-19 и, подобно «Королю тигров» и повторам «Девочек Гилмор», открыли для себя уже существующий стриминговый сериал «Drive to Survive». Внезапно спорт, который долгое время был любим преданной, но нишевой и, честно говоря, седовласой аудиторией пап-автолюбителей (без обид, мистер Мартинес из секции 301), стал объектом любопытства для миллионов, которые раньше не отличали машину безопасности от танца «Safety Dance».

Среди глобальной фанатской базы, оцениваемой в 750 миллионов человек, по подсчетам, 42% моложе 35 лет. Это цифры, которым американские NASCAR и IndyCar могут только позавидовать. Формула-1 утверждает, что каждый второй американский фанат серии начал смотреть спорт в течение последних пяти лет, у нее более 20 миллионов новых поклонников, а самая быстрорастущая демографическая группа — женщины в возрасте от 16 до 24 лет.

Легко списать всю эту статистику на «пушистую» маркетинговую математику, придуманную организацией, стремящейся похвастаться. Но любой, кто провел время на трибунах Международного автодрома Майами в воскресенье, располагает массой непосредственных доказательств в подтверждение этих заявлений.

«Когда я была ребенком, отец тащил меня на этот стадион посмотреть, как играет Дэн Марино, потому что, по его словам, он хотел, чтобы я могла сказать, что видела величайшего квотербека в истории», — кричала Лиза Донато из Форт-Лодердейла, перекрывая рев проносящихся внизу машин, с ее позиции на одном из фирменных спиральных пандусов стадиона «Хард Рок». «Сначала я не хотела, но в итоге стала фанатом на всю жизнь. У меня даже есть татуировка № 13. Теперь я прихожу на тот же стадион со своими детьми, и они обожают (27-летнего пилота Ferrari) Шарля Леклера. Теперь моя дочь хочет татуировку Ferrari. Но я сказала, что она еще недостаточно взрослая!»

«Ничто не делает нас счастливее, чем видеть здесь не только молодежь, но и семьи, пришедшие вместе», — сказал Том Гарфинкель, который руководит Гран-при Майами и многими другими мероприятиями, проводимыми на стадионе «Хард Рок» и вокруг него, а также является заместителем председателя, президентом и генеральным директором самого известного арендатора стадиона, Miami Dolphins. В пятницу Формула-1 объявила о знаменательном продлении контракта на 10 лет, которое оставит Гран-при Майами в календаре до 2041 года. «Аудитория Формулы-1 стала намного шире повсюду, но здесь, в США, это было драматично. Мы не являемся основной причиной этого, но мы гордимся тем, что являемся частью этой причины».

1980-е и 90-е годы были в значительной степени скудными на этапы Ф1 в США. Затем последовали годы разовых визитов. Теперь их три в год: Майами весной и поездки в Остин, Техас, и Лас-Вегас осенью. После недавних разговоров о желании других американских городов провести у себя этапы Формулы-1, кажется, что эта тройка останется в расписании на обозримое будущее. У Circuit of the Americas в Остине контракт с Ф1 до следующего сезона. Лас-Вегас уже подписал соглашение до 2032 года.

Судя по всем этим молодым людям, перегибающимся через перила, и всем тем таким же молодым людям, которым они кричали – тем, кто управляет гоночными машинами – дети в Америке живут гонками. И никто не показывает признаков того, что собирается заниматься чем-то другим в ближайшее время. Как было громко подчеркнуто, когда Пиастри одержал свою четвертую победу в сезоне и шестую победу на Гран-при за девять месяцев, и последовавшие за этим крики с трибун стадиона «Хард Рок» на мгновение заглушили рев двадцатитысячесильных машин снаружи.

«Вы определенно чувствуете эту энергию. Я точно чувствую, хотя сам уже немолод», — сказал в пятницу руководитель Red Bull Кристиан Хорнер, когда его спросили об источнике молодости, циркулирующем в паддоке и на прилегающих территориях. Он является работодателем Ферстаппена и его 24-летнего напарника Юки Цуноды. «Болельщики заряжаются от нас, но и мы заряжаемся от них».

Как сказал сэр Стюарт, хорошо быть молодым — и быстрым.

Артем Велесов
Артем Велесов

Артем Велесов – спортивный журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы. Специализируется на освещении хоккея и футбола. Начинал карьеру в региональных СМИ, сейчас – внештатный автор нескольких федеральных изданий.

Последние события спортивного мира