С ШИРОКО РАСКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, ОДЕРЖИМЫЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ. Фернандо Алонсо взобрался на переднюю часть своего сине-желтого болида Renault. Он яростно вскидывал кулаки к небу, изо рта вырывался пронзительный крик, за которым следовало: «Давай! Давай!»
Этот момент создал культовый образ, ставший вехой в истории Формулы-1: двадцать лет назад, 25 сентября 2005 года, Алонсо стал королем мира. С двумя гонками в запасе 24-летний уроженец Овьедо, Испания, разрушил статус-кво в этом виде спорта. В его дуэли с Кими Райкконеном из McLaren отсутствовало одно знакомое имя: Михаэль Шумахер, чья серия из пяти подряд чемпионских титулов среди пилотов — и шесть подряд кубков конструкторов Ferrari — внезапно и бесславно подошла к концу. Третье место на трассе Интерлагос оказалось достаточным для Алонсо, чтобы завоевать титул.
Два десятилетия спустя он утверждает, что помнит именно тот крик — не трофей, не вечеринки той ночью в Сан-Паулу или позже в Европе.
«Это был невероятный момент и эмоция, — рассказывал Алонсо. — Изнутри это было просто облегчение. Груз с плеч после такого огромного давления в месяцы перед Бразилией, потому что чемпионство становилось все ближе, но ты никогда не уверен на 100%, пока это не произойдет. Так что, когда это случилось, это были, возможно, 20 лет моей жизни, сконцентрированные в эти 10 секунд празднования».
Многое говорит об Алонсо тот факт, что он до сих пор участвует в гонках. Достижение той ранней вершины было непростым путем. Тот невероятный крик был рожден из не менее невероятного путешествия.
Испания всегда страстно любила гонки, но традиционно двухколесные, а не четырехколесные. С юных лет те, кто видел его на трассе, понимали, что он колоссально талантлив, но путь из Испании в Формулу-1 был неизведан. Его победа в Венгрии в августе 2003 года стала первой победой испанца в Гран-при F1 с момента основания чемпионата мира в 1950 году. До него было несколько весьма забываемых испанских гонщиков, которые набрали лишь горстку очков.
Теперь Алонсо стоял на вершине. Пионерский характер его восхождения сделал этот момент особенно значимым.
«Я действительно помню последние пару кругов… все, о чем я думал», — поделился он. «В моем сознании были все мои картинговые дни, моя карьера в одноместных болидах. Все трудности и вызовы, которые привели меня в F1. Затем сезон 2005 года в целом. Я вспоминал свою семью и бабушек с дедушками. Все из моей ранней автоспортивной карьеры было сконцентрировано в этом моменте радости».
Дебаты вокруг Алонсо и вопрос о его наследии весьма увлекательны. По-прежнему широко считающийся самым разносторонним гонщиком современной эпохи, для многих он все еще остается нереализованным талантом.
Возможно, вполне уместно, учитывая его долголетие в спорте, что остаток 2005 года — и его чемпионство 2006 года, выигранное после прямой борьбы с Шумахером и снова завоеванное в Интерлагосе — размылись в его памяти.
«Я почти ничего не помню из тех вечеров и ночей, что грустно», — говорил он ранее в этом году, размышляя об упущенных титулах с McLaren в 2007 году и Ferrari в 2010 и 2012 годах. «Когда я оглянусь на свою карьеру, я увижу много хорошего, хороших друзей, невероятных впечатлений, но если бы у меня была возможность прожить свою жизнь еще раз точно так же, возможно, я бы не менял свои команды, свой выбор, эти титулы с Ferrari, что угодно, я бы изменил то, чтобы немного больше насладиться всеми этими моментами… Больше всего я сожалею о том, что не наслаждался своим временем».
«Время» — ключевое слово в обсуждении Алонсо. Сейчас ему 44 года, и он будет гоняться и после своего 45-летия в 2026 году в команде Aston Martin. Великий человек прошлого и настоящего принял участие в амбициозном проекте Лоуренса Стролла, поскольку считает, что это команда будущего.
Как долго он сможет продолжать, остается открытым вопросом, на который даже у него нет ответа.
ПОБЕДА АЛОНСО оказала преобразующее влияние на родине, вдохновив целое поколение гонщиков. Один из молодых испанцев, увлеченный его достижениями, до сих пор делит с ним стартовую решетку. Карлосу Сайнсу, который сегодня выступает за Williams, возможно, и не нужен был автоспортивный кумир; его отец, тезка, был одним из немногих испанцев, добившихся известности в четырехколесных гонках как двукратный победитель чемпионата мира по ралли в 1990-х годах. Появление Алонсо оказало мощное влияние на подростка Сайнса, которого даже его отец не смог бы достичь.
«Именно в тот момент я влюбился в этот спорт, в Формулу-1, — вспоминал Сайнс. — Фернандо сыграл большую роль в том, что я влюбился в спорт, потому что я стал его большим фанатом. Я помню, как каждый день просыпался и шел к отцу, чтобы настроиться на Формулу-1, посмотреть все свободные практики, все квалификации, все гонки».
«Это первое чемпионство мира в Испании было огромным событием, не только для меня, но и для многих других испанских гонщиков. В то время все картинговые чемпионаты перешли от 20-30 участников к 60-70, потому что все мы хотели быть как Фернандо Алонсо».
Десять лет спустя Сайнс получил возможность осуществить эту мечту по-настоящему.
«Наверное, момент, которым я горжусь больше всего, это Испания 2015, мой самый первый домашний Гран-при, где я делил стартовую решетку с ним. Я помню, как квалифицировался пятым на Toro Rosso в тот год, немного неожиданно. И я был ровно в том же месте за 10 лет до этого, когда я посещал свой первый Гран-при. И я поехал на ту гонку, просто желая встретиться с Фернандо и увидеть его вживую».
«Я тогда подумал: `Я это сделал`, и все это благодаря такому кумиру, как он, и тому, что я равнялся на него и хотел быть похожим. Да, это был отличный момент».
В мгновение ока Формула-1 стала не просто популярной в Испании, это было то, чем все хотели заниматься. Долговременный менеджер Алонсо и тогдашний менеджер Renault, Флавио Бриаторе, хорошо помнит, насколько все было иначе.
«Фернандо был там всем», — говорил Бриаторе. «В Испании [до него] никогда не было крупного пилота Формулы-1. Когда мы взяли его, Формула-1 не транслировалась по телевидению. Были только мотоциклы. Он изменил это».
Бриаторе, сыгравший ключевую роль в ранней карьере Шумахера, курируя его первые два титула в Benetton, сразу же убедился в таланте Алонсо. Бриаторе сильно рискнул, подписав с Алонсо долгосрочный контракт на управление, а затем отправив его в маленькую команду Minardi в 2001 году. Алонсо сумел проявить свой талант даже в отстающей команде.
«Как только мы посадили его туда, Minardi стала потрясающей», — отметил Бриаторе. Год простоя в качестве тест-пилота Renault последовал, прежде чем в 2003 году он получил место основного пилота, хотя и за счет другой восходящей звезды.
«После этого у нас был контракт с Дженсоном Баттоном. Я не стал продлевать контракт с Дженсоном, я посадил Фернандо в машину, и вся британская пресса была по-настоящему в ярости. Я сказал прессе, вы знаете, `Расслабьтесь, время покажет, прав я или нет`. Вы кричите то и это, а я оказался прав. Я был прав».
Бриаторе быстро получил подтверждение своей правоты. Алонсо одержал свою первую победу в гонке в том году, хотя безвыигрышный 2004 год последовал. Но когда изменение правил изменило расстановку сил и поставило Renault в прямую борьбу с быстрой, но ненадежной McLaren, Алонсо вышел на первое место. Знаменитый момент передачи эстафеты произошел в Имоле в том году в битве с некогда доминирующим Ferrari Шумахера, когда Алонсо преследовался красным болидом вплоть до финиша перед итальянским флагом.
«Это, очевидно, самая [привлекательная] из моих побед в 2005 году», — вспоминал Алонсо. «Забавно, но я до сих пор довольно хорошо помню такие дни, как Имола».
«В субботу я сидел с Флавио. Мы должны были принять решение о замене двигателя и потере 10 мест [на стартовой решетке] или сохранении того же двигателя. Но он был поврежден при окончательной проверке, один цилиндр, поэтому велись дебаты о том, что делать с этим двигателем. Стоило ли немного уменьшить мощность, только на этом цилиндре, иметь богатую смесь или что-то еще в топливе, так что в разговоре было много технических деталей. Но в конце концов, я был там, и Флавио решил участвовать в гонке с этим двигателем и рискнуть. Очевидно, мы пытались управлять двигателем, мощностью и этими изменениями смеси, которые мы могли сделать за счет мощности».
«Но когда у нас был небольшой запас в гонке, мы снизили мощность двигателя. В конце концов, он был снижен на протяжении последней половины гонки, и Михаэль оказывал сильное давление. К счастью, это была Имола, и обгонять было трудно».
Из-за регулярных сходов McLaren, Алонсо и Renault в конечном итоге достаточно уверенно завоевали чемпионство в тот день в Интерлагосе. Решение Бриаторе сделать ставку на Алонсо вместо Баттона было более чем оправдано.
Текущий руководитель команды Haas, Аяо Комацу, имел опыт работы с обоими: сначала в составе British American Racing (куда Баттон перешел в 2003 году), а затем в Renault в 2006 году, оба раза в качестве инженера по шинам в тестовой команде.
«[Фернандо] был просто на другом уровне, совершенно на другом уровне, зная, что если вы дадите ему эти шины и скажете: `ОК, нам нужно, чтобы ты проехал, скажем, 18 кругов, но я хочу, чтобы на последних трех кругах ты смог ехать в таком темпе`,… он просто полностью израсходовал бы шины к концу круга [именно тогда, когда это было нужно]. Дженсон этого не мог. Он действительно не мог».
«Я думал, что это предел, даже для пилота Формулы-1. Но Фернандо, я не знаю, как он это делает, он знает, сколько осталось в шинах. Итак, он будет управлять на определенном уровне, а затем последние три круга он просто едет бах, бах, бах, бах, а затем ровно в конце сектора шина мертва».
«Так что это был просто совершенно другой уровень. Я подумал: `Вау, это чемпион мира`. Так что это было для меня огромным откровением».
СЕЙЧАС ТРУДНО осознать, что чемпионство, которое Алонсо выиграл 20 лет назад в Бразилии, до сих пор составляет половину его карьерных титулов. Алонсо не выигрывал чемпионатов с 2006 года и не выигрывал Гран-при с 2013 года — ошеломляющая статистика для пилота, который считается самым разносторонним в современную эпоху. Чемпионский лидер Оскар Пиастри, надеющийся повторить свой дебютный триумф в этом сезоне, подытожил это лучше всего.
«Я очень уважаю Фернандо. Я не думаю, что его результаты или статистика даже близко отражают его талант», — сказал Пиастри. «Он определенно гонщик, чья статистика не полностью рассказывает историю его карьеры, и я думаю, что он определенно один из лучших гонщиков, которых видел этот вид спорта».
Как и в случае с Комацу, для тех, кто работал с ним, способности испанца с гоночным автомобилем обладают особым качеством. Нынешний босс Пиастри, Андреа Стелла, также давно связан с Алонсо, будучи его гоночным инженером во время двух мучительных упущенных чемпионских титулов с Ferrari в 2010 и 2012 годах. До этого Стелла также работал с Шумахером в Ferrari, что дало ему уникальное представление о двух великих современниках.
«Если взять круг качеств, где Фернандо очень высок [во всем], но потенциально не лучший ни в одном из них, то, я думаю, Михаэль был потенциально лучшим в некоторых из них, но в некоторых других он был слабее Фернандо», — объяснял Стелла. «Так что Михаэль был бы больше похож на звезду, тогда как Фернандо — на идеальный круг».
Вот почему за Алонсо так крепко закрепился ярлык «разностороннего». Этот ярлык был усилен в прошлом десятилетии, когда, сломленный полным отсутствием конкурентоспособности McLaren Honda, он взялся за уникальное побочное занятие: попытку выиграть «Тройную корону». Для этого ему нужно было добавить победы в Индианаполис-500 и 24 часах Ле-Мана к победам на Гран-при Монако, которые он одержал в 2006 и 2007 годах.
Он мог бы выиграть Инди-500 в 2017 году, когда лидировал 50 кругов, если бы не отказ двигателя в последней трети гонки. С Toyota он продолжил покорять Ле-Ман, сначала в 2018, а затем снова в 2019 году. Это был тот успех, которого ему так не хватало в Формуле-1. В 2020 году он принял участие в печально известном изнурительном двухнедельном ралли «Дакар» протяженностью почти 5000 миль и финишировал 13-м.
Отсутствие успеха Алонсо в F1 после его титулов с Renault объясняли разными причинами: невезением, неудачным выбором команд или просто плохой техникой. Его внеклассные занятия стали способом напомнить гоночному миру о том, на что он способен. Первое появление Алонсо на Инди-500 было хорошим примером: оно состоялось в относительно короткие сроки, и он почти сразу оказался конкурентоспособным.
«Это была безумная идея, которую мы с Заком [Брауном] тогда придумали, — вспоминал Алонсо. — И у нас почти не было времени на тренировки. Ле-Ман то же самое, в каком-то смысле. Это был новый мир, новый автомобиль. В этих условиях, когда, возможно, радости от F1 не было, она мне была нужна. Я всегда знал это глубоко внутри, но было хорошо, что все поняли, что я могу управлять любой машиной на высшем уровне за короткий промежуток времени».
Когда ему затем предложили, возможно, это помогло подтвердить его собственный талант в трудные годы, Алонсо засмеялся: «Моя самоуверенность чрезвычайно высока, так что у меня не было такой проблемы! Возможно, иногда ее у меня слишком много. Не знаю, есть ли она у других спортсменов, но в моем случае я никогда не сомневаюсь в том, что я могу сделать».
Четырехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен, который недавно пробовал свои силы в гонках на выносливость, когда не водил болиды F1, также является большим поклонником Алонсо.
«Я очень восхищаюсь им, тем, какой он человек, какой он гонщик», — сказал Ферстаппен во время Гран-при Азербайджана. «В его возрасте по-прежнему быть настолько мотивированным выступать в Формуле-1, но в то же время, когда он делал другие вещи, участвовал в гонках на выносливость, в Дакаре, это просто безумие. Это показывает, что он просто страстно любит гонки. Неважно, это болид Формулы-1 или нет».
Ферстаппен в последнее время достиг такого успеха, какого многие ожидали от Алонсо в годы после 2005 и 2006 годов.
«Да, он давно не выигрывал, но есть много людей, которые никогда не выигрывали гонок Формулы-1, которые, возможно, могли бы или должны были бы выиграть», — продолжил Ферстаппен. «К сожалению, это часть Формулы-1, вы не всегда получаете правильные возможности. В те годы, когда он выигрывал титулы, вы могли видеть его настоящий талант. Это не значит, что темп исчез или что он больше не быстрый, просто машина ему не позволяет. Все равно приятно видеть его рядом, и я очень уважаю то, что он делает».
НЕЯСНО, добавит ли Алонсо к своим 22 поул-позициям, 32 победам в гонках или двум чемпионским титулам, прежде чем он повесит свои гоночные перчатки. В спорте его удерживает неутолимое желание побеждать, которое всегда горело в нем.
«Иногда в новостях пишут, что Фернандо было трудно управлять, но это полная чушь, честно говоря», — заявил Бриаторе. «Я совершенно расстраиваюсь, когда слышу это. Фернандо всегда командный игрок. Он всегда заставляет всех работать сообща. Демонстрация этого сейчас в Aston Martin. Машина неконкурентоспособна, но он всегда там, подталкивает. Все знают, что им нужно».
«Он как ротвейлер. Он всегда там. Вы идете в одно место, и ротвейлер все время кусает вас. Это Фернандо. Вот как он хочет побеждать».
Алонсо вернулся в Формулу-1 после двухлетнего перерыва с цепляющим слоганом «El Plan» в 2021 году, с миссией завоевать еще одно чемпионство. В 2023 году он перешел из Alpine в амбициозный, много тратящий проект Aston Martin Лоуренса Стролла, и недавнее появление легенды дизайна Адриана Ньюи, а также грядущее изменение правил F1 заставляют всех мечтать о борьбе за чемпионство.
«Это очень возможно, конечно», — сказал Алонсо о перспективах победы в 2026 году. «У нас есть нужные люди и нужные условия. Все инструменты на месте, так что это зависит только от нас. В то же время, я понимаю, что Формуле-1 нужно некоторое время, чтобы все это собрать воедино».
Как сказал Бриаторе, подписывая Алонсо в Renault в 2003 году, время покажет. Те, кто его знает, говорят, что его талант не уменьшился даже в середине сороковых. Возможно, мерилом Алонсо является то, что, если он никогда больше не достигнет никакого успеха в F1, он, кажется, доволен наследием, которое он оставит.
Размышляя о своем наследии, Алонсо на мгновение задумался: «Я думаю, люди в паддоке, вероятно, запомнят, что я был разносторонним гонщиком. Я мог управлять разными машинами с разной конкурентоспособностью, всегда на максимуме. В разных категориях, в разных гоночных сериях и стараться быть конкурентоспособным во всех из них. Так что этого, наверное, достаточно для меня, и это уже очень хороший комплимент».
«Но для внешнего мира, я думаю, меня очень быстро забудут. Как и всех остальных. В паддоке нет никого, даже Льюиса [Хэмилтона] с семью чемпионствами, кто через четыре-пять лет [без титулов] не выйдет из поля зрения, люди просто сосредоточатся на новом поколении. Так бывает всегда».
Кажется, в Алонсо есть некое умиротворение, даже если статистика его карьеры по сравнению с другими великими современниками кажется несправедливой. Его часто называют самым невезучим гонщиком этого поколения, хотя он относится к этому вопросу философски.
«Удача, неудача… Я думаю, что это было 50 на 50, честно говоря, — поделился Алонсо. — Дело в том, что когда ты проводишь более 400 гонок, есть много гонок с удачей и много гонок с неудачей. Но, я думаю, все компенсировалось, и даже когда я поехал в Ле-Ман, второй Ле-Ман, мы отставали от лидера на две минуты за час до финиша, а затем у них прокололось колесо, затем колесо было неправильно закреплено, затем у них был двойной пит-стоп… затем я выиграл второй Ле-Ман. Это было много удачи на нашей стороне. Все компенсировалось».
Но, завершая этот ответ, Алонсо выразился лучше, чем кто-либо другой, о том, что он и многие другие фанаты Формулы-1 надеются однажды исправить:
«Но [то, что прошло] более 20 лет [с моего чемпионства] и, возможно, более 10 лет с тех пор, как я выиграл свой последний Гран-при F1… это звучит неправильно для меня».