МОНАКО – Эксперимент Формулы-1 с обязательными двумя пит-стопами на Гран-при Монако лишь подтвердил то, что спорт уже знал о своей самой известной гонке: конфигурация 94-летней трассы слишком узкая для настоящей борьбы колесо в колесо.
Введение обязательного второго пит-стопа не могло изменить этот факт, но имело потенциал отвлечь от него. Возможно, это частично удалось, сделав гонку более динамичной по сравнению с прошлым годом. Однако, при всего одном законном обгоне за 78 кругов, главная проблема Монако как места проведения гонки Ф1 осталась очевидной.
«Здесь невозможно гоняться по-настоящему», — сказал действующий чемпион Макс Ферстаппен после финиша на четвертом месте. «Неважно, что вы делаете: один пит-стоп, десять пит-стопов. Даже в конце, когда я был впереди, мои шины полностью износились, а обогнать все равно нельзя. Сегодня на машине Ф1 здесь можно обогнать разве что машину Ф2. Я понимаю идею [обязательных двух пит-стопов], но не думаю, что она сработала».
«Мы почти играли в Mario Kart», — добавил он. «Надо устанавливать на машину специальные приспособления, чтобы можно было кидаться бананами! Скользкая поверхность!»
Споры о том, был ли эксперимент с двумя пит-стопами стоящим, велись в воскресенье вечером. Джордж Расселл, значительную часть гонки проведший позади двух болидов Williams, был категоричен в своей оценке: эксперимент ничего не принес.
«Нам определенно нужно серьезно подумать о решении для Монако», — заявил Расселл. «Я ценю попытку ввести в этом году два пит-стопа, но очевидно, что это совершенно не сработало.»
В конце гонки возник элемент интриги: Ферстаппен, сделавший только один из двух обязательных пит-стопов к 77-му кругу из 78, отчаянно цеплялся за лидерство в надежде на позднюю аварию, которая вызвала бы красный флаг. Это позволило бы ему совершить второй пит-стоп, сохранить позицию и, возможно, вырвать победу. Споры о том, сделало ли это последние 20 кругов более захватывающими, продолжаются, хотя «жала» в конце так и не последовало.
«Я бы сказал, это было улучшение, стратегически более интересное, с большим элементом риска», — отметил руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер. «Определенно лучше, чем в прошлом году, когда была просто процессия. Но главная проблема в том, что здесь нельзя обгонять, и можно ехать на три-четыре секунды медленнее и при этом удерживать позицию».
С точки зрения Ландо Норриса из победившей команды McLaren, гонка была нервной. Он придерживался относительно стандартной стратегии, совершив пит-стопы на 19-м и 50-м кругах. У него был самый быстрый болид, он почти не допускал ошибок, но все равно рисковал потерять свою первую победу в Монако из-за неудачно выбранного времени красного флага.
«Для меня это сделало гонку намного страшнее», — признался он (после того, как стратегия Ферстаппена заставила его также обороняться от Шарля Леклера позади). «Жаль, что не был один пит-стоп, было бы гораздо спокойнее. Это не для меня. Но правила создаются не для того, чтобы нам было интереснее или что-то в этом роде. Они созданы для фанатов, для большего зрелища. Не знаю, было ли так в этот раз.»
Отсутствие обгонов создало другие проблемы в середине пелотона, поскольку команды быстро поняли, что могут использовать своих двух гонщиков для совместной работы. Второму гонщику из боксов приказывали сдерживать группу преследователей, тем самым создавая разрыв для напарника впереди, чтобы тот мог совершить свои пит-стопы и не потерять позицию.
Тенденцию к намеренно медленной езде начал Лиам Лоусон, который ехал девятым, на три позиции позади своего напарника по Racing Bulls Исака Хаджара. Постоянно проезжая круги на две-четыре секунды медленнее напарника, Лоусон сдерживал более быстрые болиды Williams и Mercedes, что позволило Хаджару совершить оба своих пит-стопа на 14-м и 19-м кругах и все равно выехать впереди Лоусона и преследующей группы. Хаджар потерял позицию Льюису Хэмилтону, но превосходство Ferrari над Racing Bull означало, что существовал риск, что семикратный чемпион сможет опередить его за счет андерката или оверката на пит-стопах.
Затем команда Williams, которой не удалось использовать превосходство своих болидов, чтобы опередить Racing Bulls, почувствовала себя обязанной применить аналогичную тактику, чтобы сдерживать двух гонщиков Mercedes — Расселла и Кими Антонелли. С 25-го по 40-й круг Карлос Сайнс ехал на несколько секунд медленнее своего напарника Алекса Албона, создавая разрыв для Албона, который совершил свои пит-стопы на 32-м и 40-м кругах. После того как Албон выполнил обязательные остановки, он пропустил Сайнса на 43-м круге, а затем отплатил тем же, сдерживая гонщиков Mercedes, чтобы Сайнс мог сделать свои пит-стопы на 48-м и 53-м кругах.
Рассел на 50-м круге устал от этой тактики и срезал шикану Nouvelle, чтобы обогнать Албона, прекрасно зная, что получит за это штраф. Стюарды строго отнеслись к действиям Рассела и назначили ему штраф «проезд по пит-лейн» — значительно более суровое наказание, чем обычно ожидается за выезд за пределы трассы с получением преимущества. Однако Рассел все же выиграл от этого незаконного обгона и финишировал 11-м.
«Мне было, честно говоря, наплевать [на штраф], потому что я все равно был вне очков», — сказал Рассел. «У меня вчера не было шанса насладиться Монако [после проблем с электрикой, которые помешали в квалификации], и я просто сказал себе: `К черту, я хочу насладиться Монако`.»
«Я хочу насладиться ездой по этой трассе на полном газу. Это одна из лучших трасс в мире. И я сделал это. Последние 25 кругов были самыми веселыми за весь уик-энд. Довольно захватывающе. Я по-настоящему испытывал себя на пределе, проверял свои возможности. И, как я сказал, по иронии судьбы, если бы я этого не сделал, я бы финишировал, возможно, 15-м или 16-м.»
На финише руководитель команды Williams Джеймс Ваулз и его бывший начальник в Mercedes Тото Вольфф обменялись следующими текстовыми сообщениями. Ваулз: «Прости. У нас не было выбора, учитывая то, что происходило впереди». Вольфф: «Мы знаем».
Хотя в этом году правило двух пит-стопов сделало тактику замедления для помощи напарнику более очевидной, а в некоторых случаях и более экстремальной, на улицах Монако это не новость.
«В прошлом, в 2019 году, Ландо сделал это для меня, и я финишировал шестым с McLaren», — сказал Сайнс. «Так что это происходит в Монако уже много лет, и это разрешено.
«Сегодня я пострадал от этого [за Лоусоном], а затем извлек из этого выгоду [перед Mercedes]. В конечном счете, я просто не хочу, чтобы спорт позволял делать это, или нужно найти решение, как Монако [может предотвратить] такое.»
Сайнс ехал так медленно, что у него даже было время подумать о том, как Ф1 должна решить эту проблему.
«У меня было время в машине подумать об этом, потому что я ехал так медленно, позади и впереди других, что я размышлял: `Что мы могли бы сделать, чтобы это было запрещено?`», — добавил Сайнс. «По сути, вы едете на две или три секунды медленнее, чем может машина. Вы, по сути, манипулируете гонкой и немного искажаете результат.
«Поэтому мы должны найти способ, чтобы в будущем это было невозможно, потому что у меня такое чувство, что с каждым годом люди будут делать это все больше и больше, и это становится все более распространенной тенденцией в последние несколько лет. В этом смысле два пит-стопа, если уж на то пошло, возможно, немного оживили события вокруг окон пит-стопов, заставив совершить две остановки, но это заставило нас дважды прибегать к медленной езде, что не очень хорошо для спорта.»
Вольфф считает, что одним из решений могло бы стать установление минимального времени круга, которого гонщики должны придерживаться. Похожее правило сейчас применяется в квалификации, чтобы предотвратить создание опасных ситуаций на въездных и выездных кругах, но в гонке это вызовет больше сложностей.
«Думаю, мы могли бы рассмотреть возможность создания более конкретных правил, ограничивающих максимальное замедление темпа», — сказал Вольфф. «Вы не можете сдерживать целый поезд, обгонять здесь сложно, но что, если нельзя ехать медленнее, чем на X секунд отставая от лидера? Это, вероятно, сделало бы пелотон немного плотнее. Улучшит ли это обгоны? Не думаю, что это реально.»
Это подводит Ф1 обратно к основной проблеме Монако: отсутствие возможностей для обгона и конфигурация трассы, на которой современные болиды не могут по-настоящему соревноваться. Это не новость, но Хорнер считает, что пришло время решать ее прямо.
«Думаю, единственный способ хоть как-то стимулировать обгоны — это попытаться создать больше зоны торможения, либо на выходе из туннеля, либо в повороте 1, если есть возможность сделать зону торможения где-то длиннее, мы должны это исследовать», — сказал Хорнер. «Машины сейчас такие большие, что просто нет шансов проехать бок о бок.»
«Думаю, в конечном счете, все должно меняться со временем. Это культовая и историческая трасса, но если посмотреть, как изменилось Монако, сколько земли они отвоевали у моря за 72 проведения гонок здесь, я не думаю, что нужно делать слишком много. Должна быть всего одна зона, где возможен обгон, и все знают это, приезжая сюда.»
«Гонка по сути была решена [в квалификации], и мы внедрили дополнительный фактор с пит-стопами, но в конечном итоге для топ-10 (за исключением сходов) никто особо не изменил позицию.»
Рассел, возможно, все еще испытывая разочарование от гонки, предложил еще одну возможность. Это вариант, который Ф1, вероятно, никогда не примет, и который пуристы, скорее всего, откажутся признать: удвоить усилия в квалификации — единственном дне в Монако, который нельзя пропустить.
«Примем ли мы, что гонки как таковой быть не должно? И это квалификационная гонка?», — спросил Рассел. «Проводится одна [квалификация] в субботу, одна в воскресенье. И тот, кто возьмет поул, получает несколько очков. Получает маленький трофей, а тот, кто возьмет поул в воскресенье, получает больше очков.»
«Потому что это то, что мы любим больше всего. Думаю, это то, что вам, ребята, больше всего нравится смотреть. А 99% остальных людей в Монако просто попивают шампанское на яхтах, так что им, по сути, все равно.»