Безупречная победа Ферстаппена в Японии показывает, что McLaren рано рассчитывает на легкую победу

Новости F1

СУЗУКА, Япония – Безупречно. Волшебно. Вдохновляюще. Какими бы словами вы ни описывали победу Макса Ферстаппена на Гран-при Японии – а превосходных степеней было предостаточно на протяжении всего уик-энда – это было нечто особенное.

Воскресная гонка не была классикой в полном смысле этого слова, но уик-энд Ферстаппена был винтажным, но в другом смысле. Победа в гонке была заложена на фундаменте потрясающего квалификационного круга, который позволил опередить McLaren и завоевать поул-позицию в субботу, а затем фирменный темп и непоколебимое спокойствие, которые держали обе оранжевые машины на расстоянии вытянутой руки в воскресенье, даже когда все были согласны с тем, что у них лучшая машина в пелотоне Формулы-1.

Сразу после финиша гонки многолетний гоночный инженер Джампьеро Ламбьязе кратко подытожил выступление Ферстаппена: «Это безупречно. Просто безупречно, Макс. Фантастика». Трудно было не согласиться. За исключением короткого периода на фазе пит-стопов и опасного момента с Ландо Норрисом на выезде с пит-лейн, Ферстаппен контролировал ход событий, лидируя в гонке. Босс Red Bull Кристиан Хорнер назвал выступление четырехкратного чемпиона мира «вдохновляющим» в своем поздравительном сообщении на круге замедления.

Эта победа позволила Ферстаппену приблизиться к Норрису в чемпионате на одно очко после трех гонок, что является замечательным достижением, учитывая темп McLaren в начале сезона и продолжающиеся проблемы Red Bull с болидом RB21. Это был уик-энд, который еще больше укрепил его растущую легенду человека, способного творить чудеса с любой машиной, на которой ему приходится ездить.

Никаких сомнений

В преддверии Гран-при Японии в центре внимания оказалось решение Red Bull предоставить Ферстаппену третьего напарника по команде всего за четыре гонки, посадив за руль Юки Цуноду вместо Лиама Лоусона. Последний стал очередной жертвой проклятого места второго пилота Red Bull, финишировав последним как в спринте, так и в Гран-при Китая. Цунода на самом деле начал уик-энд довольно сильно с точки зрения темпа, показав время, близкое к Ферстаппену в обеих пятничных тренировках, но грязный круг в Q2 отбросил его назад в квалификации, когда это было важнее всего.

Невероятный поул-круг Ферстаппена, последовавший за этим в Q3, подчеркнул контраст между новыми напарниками по команде. Двукратный чемпион мира и победитель 24 часов Ле-Мана Фернандо Алонсо, один из самых разносторонних гоночных талантов современной эпохи, с благоговением наблюдал в медиа-центре за тем, как разворачивался круг, и имя голландца поднялось на верхнюю строчку табло.

«Он выдающийся гонщик. Он доказывает это каждые выходные, – сказал Алонсо впоследствии. – Снимаю шляпу перед ним. Я думаю, что круг, который он проехал сегодня, – это только его заслуга. Я думаю, что машина явно не на уровне, чтобы бороться за поул или даже за пятерку лучших. Но ему удается показывать эти волшебные круги и проводить волшебные уик-энды. На данный момент он лучший, он эталон для всех нас, и нам нужно продолжать совершенствоваться, чтобы достичь этого уровня».

Этот растущий эталон в конечном итоге стал главной проблемой Red Bull со второй машиной. Поколенческий талант Ферстаппена был очевиден с того момента, как он впервые сел за руль болида Формулы-1, но его способность доводить все до предела – и, как часто говорят в Red Bull, даже за его пределы – становилась все более и более очевидной в последние сезоны. В 2024 году он начал с доминирующей машиной, но его победа в чемпионате основывалась на стабильных очках, которые он набирал, когда сезон Red Bull начал рушиться. Напарники по команде просто не могли сравниться с ним.

Простой, и, возможно, чересчур упрощенный, способ объяснить философию конструирования болидов Red Bull может быть таким: если он может на ней ехать, мы ее построим. Очевидным результатом стали четыре чемпионских титула. Последствия этого проявились в прошлом году, когда RB20 стал более сложным в управлении, неустойчивой машиной, которую даже Ферстаппен стал ненавидеть к лету. Форма Серхио Переса резко упала, и Red Bull упустила Кубок конструкторов – Ферстаппен смог набрать необходимые очки, а также одержать блестящие победы в таких местах, как Бразилия, и завоевать свой четвертый подряд личный титул.

Насколько плох RB21, остается открытым вопросом в паддоке Формулы-1 – отсутствие хорошего ориентира от другой машины затрудняет ответ. Извечный вопрос о противостоянии пилота и машины витает на протяжении всей истории Формулы-1, и вы найдете в паддоке людей, которые скажут, что Red Bull гораздо лучше, чем принято считать. Независимо от того, какой точки зрения вы придерживаетесь, мало кто в Red Bull мог вспомнить более удачное общее выступление.

«Я думаю, что это один из лучших уик-эндов Макса, которые у него были, – сказал Хорнер, руководитель команды с момента основания Red Bull, в воскресенье. – Мы буквально перевернули машину с ног на голову с точки зрения настроек. Он очень много работал с инженерной командой. Наконец, мы смогли дать ему машину, которую он смог использовать в Q3 вчера, показав потрясающий круг. А затем реализовать это сегодня в тяжелой борьбе за победу, в прямой борьбе. Это позволило ему отстать всего на одно очко в чемпионате пилотов. Нам удалось вывести машину в достойное окно, и тогда Макс Ферстаппен продемонстрировал, почему у него на машине номер 1».

Похвала в адрес Ферстаппена звучала громче всего в субботу, но его место на вершине подиума, в окружении двух пилотов, которых большинство экспертов считают главными претендентами на чемпионский титул, стало закономерным отражением уважения, которым он пользуется во всем паддоке.

На вопрос ESPN в воскресенье, чувствует ли он, что то, что он делает с RB21, так же особенное для него, как и для всех, кто наблюдает за ним, голландец ответил: «Да, чувствую. Это также означает, что мне действительно не все равно, даже несмотря на то, что, конечно, начало года для нас было не самым легким. Вы знаете, мы не там, где хотим быть с точки зрения производительности. Думаю, это не секрет. Но да, эти выходные, да, были действительно, просто очень, очень хорошими.

Я не прислушиваюсь к позитивным и негативным моментам. Я просто посередине, знаете ли, поэтому я просто сосредотачиваюсь на своих собственных выступлениях. И да, просто продолжаю работать, продолжаю гнуть свою линию».

Сможет ли Ферстаппен сделать борьбу трехсторонней?

В трех гонках три разных пилота реализовали поул-позицию в победу: Норрис в Австралии, Оскар Пиастри в Китае и теперь Ферстаппен в Японии. Эти трое мужчин разделили подиум в Сузуке. Норрис отверг разговоры о том, что у McLaren непобедимая машина, назвав их «ерундой» во время медиа-дня в Сузуке в четверг, и очевидно, что команда рассматривает воскресного победителя как третьего лишнего в своей разгорающейся внутрикомандной борьбе за титул.

«Мы относимся к Максу и Red Bull как к воинам, – заявил руководитель команды McLaren Андреа Стелла в воскресенье. – Когда Макс поднимает планку так высоко, вам нужно идеально проходить круги в квалификации и выжимать каждую возможную миллисекунду».

Сможет ли Ферстаппен остаться в борьбе сейчас, может стать самой большой интригой этой части сезона, особенно если Red Bull сможет сделать со своей машиной то же, что McLaren смогла сделать со своей 12 месяцев назад. На вопрос в воскресенье, чувствует ли он, что Ферстаппен сможет бороться весь год, Алонсо вспомнил свой собственный сезон 2012 года, когда он, как известно, мучительно приблизился к третьему чемпионскому титулу на машине, которая считалась второй, третьей и четвертой по скорости на разных этапах сезона.

Покачав головой в ответ на вопрос, Алонсо сказал: «Я не знаю, я был в такой ситуации, я боролся за чемпионство мира на четвертой по скорости машине, так что, знаете, в конце концов это трудно, так же как мне было трудно победить [Себастьяна] Феттеля. Я надеюсь, что он сможет бороться до конца, но им нужно немного улучшить машину.

Он выиграл четыре, так что он может бороться и на чуть менее конкурентоспособной машине, но да, это тяжело, и я думаю, что люди не осознают, насколько это сложно и как нужно делать все идеально каждые выходные, и он делает это до сих пор. Это напоминает мне мой 2012 год в некотором роде, когда машина была не так хороша, а мы боролись за чемпионство, но выиграть его в конце, посмотрим, я надеюсь, что он сможет выиграть его».

Борьба в McLaren также пойдет на пользу Ферстаппену. Пиастри впечатляюще начал сезон, и его темп был намного ближе к Норрису (и на более стабильной основе), чем в прошлом году. Тот факт, что австралиец намекал на смену позиций с Норрисом на заключительных этапах, дает дразнящее представление о головной боли, которую McLaren ожидает от своих двух мегаталантливых гонщиков по мере развития сезона.

Как всегда бывает, когда напарники по команде борются вместе за чемпионство, конфликтная ситуация – это вопрос времени, а не «если», особенно в сезоне, состоящем из 24 гонок. Любой пилот из конкурирующей команды выиграет от такой ситуации – для такого талантливого пилота, как лидер Red Bull, это может стать идеальной возможностью обеспечить себе реальный шанс на пятый титул, независимо от того, насколько сильно команда улучшит машину.

Ферстаппен отреагировал на предположение о своей борьбе за чемпионство в типичной для себя манере. Когда его спросили, является ли 2025 год трехсторонней борьбой, он ответил: «Я не знаю. Я имею в виду, что еще… это очень длинный сезон. Многое может случиться, верно? Я думаю, что важно всегда просто стараться максимально использовать свои возможности. Это единственное, что вы можете контролировать. Так что это то, что я постараюсь делать».

Возможно, он не кричит об этом, но величие Ферстаппена говорит само за себя – сдержанное, неумолимое и невозможное игнорировать.

Макс Ферстаппен опередил Ландо Норриса и Оскара Пиастри из McLaren в Сузуке, сократив отставание от лидера чемпионата пилотов до одного очка.
Артем Велесов
Артем Велесов

Артем Велесов – спортивный журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы. Специализируется на освещении хоккея и футбола. Начинал карьеру в региональных СМИ, сейчас – внештатный автор нескольких федеральных изданий.

Последние события спортивного мира