Когда Оливер Берман взял паузу, чтобы собраться с мыслями в зоне для прессы, наблюдая, как его отец и девушка обнимают друг друга, празднуя четвертое место на Гран-при Мексики, было очевидно, что англичанин сдерживал слезы. 20-летний новичок Haas, подписавший двухлетний контракт с американской командой, только что повторил ее лучший результат за девять лет выступлений в Формуле-1.
«Это очень особенное чувство», — сказал Берман нидерландской телекомпании ViaPlay. «Не стоило показывать мне ее! Теперь я растроган».
В какой-то момент Берман даже мог рассчитывать на сказочный подиум благодаря драматическому моменту в начале гонки. Если болельщики Формулы-1 хотели увидеть момент становления звезды, они получили его на шестом круге захватывающе хаотичной гонки на Автодроме имени братьев Родригес.
Когда Льюис Хэмилтон — человек, которого воспитанник академии Ferrari Берман однажды, возможно, заменит в итальянской команде — проехал прямо в четвертом повороте, Макс Ферстаппен также неправильно рассчитал точку торможения и немного заехал глубоко в поворот, что скомпрометировало выезд друга Бермана, Кими Антонелли из Mercedes, на выходе из пятого поворота. Берман, который следовал за Ferrari, Red Bull и Mercedes на шестом месте, не нуждался во втором приглашении и нырнул внутрь.
Внезапно он оказался колесо в колесо с человеком, которого Берман ранее назвал, вероятно, лучшим гонщиком Формулы-1 за всю историю, Ферстаппеном, четырехкратным чемпионом мира и аутсайдером в борьбе за титул этого года.
«Честно говоря, я был в ужасе, когда ехал бок о бок с Максом», — пошутил Берман позже.
За этим последовала самая невероятная гонка по прямой: Haas Бермана против Red Bull Ферстаппена, и победу одержал первый, сохранив позицию, несмотря на невероятный занос в следующей связке «Эски». Берман поднялся на четвертое место, которое вскоре стало третьим, когда Хэмилтон отбыл свой штраф за выезд за пределы трассы. Только альтернативная стратегия Ферстаппена по отношению к остальным лишила Haas долгожданного момента празднования на подиуме.
Но это не может умалить блестящего выступления Бермана. Как и в случае с его коллегами-новичками в этом году, он ни разу не выглядел неуместно в лидирующей группе. Были взлеты и падения, что естественно для дебютанта, но вершины были невероятно высокими.
«Действительно круто выступать относительно хорошо с этими людьми, за которыми я следил с тех пор, как начал смотреть Формулу-1», — добавил он. «Я видел их в зеркалах заднего вида во время гонки, это, вероятно, было самое большое давление, которое я испытывал до сих пор… Это здорово, и я не ожидал бороться с этими ведущими машинами в этом году или на этой стадии моей карьеры, но это дает мне прекрасное предчувствие на будущее, и, надеюсь, это станет обычным делом, а не разовым успехом».
Никто из тех, кто следил за этим годом, не усомнился бы в этом последнем пункте. Хотя у всех были взлеты и падения, Берман, Антонелли, Исак Хаджар из Racing Bulls и Габриэль Бортолето из Sauber превзошли ожидания, возложенные на гонщиков-новичков.
Как всегда, Ferrari внимательно следила за прогрессом Бермана. Он ярко дебютировал в Формуле-1 за команду на прошлогоднем Гран-при Саудовской Аравии, заменив Карлоса Сайнса, когда испанский гонщик перенес аппендицит, и, похоже, он является будущим гоночной команды в то, что является, по общему признанию, очень неопределенным временем для Скудерии. Руководитель команды Фредерик Вассёр был впечатлен увиденным.
«В какой-то момент я думал о подиуме для него», — сказал Вассёр. «Он очень хорошо справился, но если посмотреть с начала сезона, он выступает отлично. Довольно часто у него возникали небольшие проблемы по ходу уик-энда, либо в квалификации, либо в гонке. А в этот уик-энд он собрал все воедино. Он не допустил ни одной ошибки, и это окупается».
Гонка Бермана стала напоминанием об одной очевидной причине, по которой тифози должны быть оптимистичны в особенно невзрачном году. После того, как в прошлом году Ferrari всего в одном обгоне не хватило, чтобы опередить McLaren в чемпионате конструкторов, и с приходом статистически величайшего гонщика всех времен Хэмилтона в этом сезоне, 2025 год должен был стать долгожданным пробуждением самой известной гоночной команды. Ажиотаж перед началом года достиг своего пика.
Вместо этого хронический неудачник Формулы-1 снова отличился, проведя совершенно удручающий год — он стоит на пороге своего третьего безвыигрышного сезона в Формуле-1 за десять лет и первого с 2021 года. Возникшие в результате трещины были очевидны.
В прошлом месяце председатель Ferrari Джон Элканн был вынужден публично поддержать подвергающегося критике Вассёра, ключевого архитектора сделки с Хэмилтоном, заявив, что он «полностью уверен» в способностях француза. Новый контракт, который Вассёр получил в июле, мало что сделал для того, чтобы унять слухи вокруг его работы; свежие слухи, связывающие Ferrari с бывшим руководителем Red Bull Кристианом Хорнером — которые, как сообщили источники, далеки от истины — отказываются исчезать, что говорит о реальном давлении, под которым находится гоночная команда, чтобы наконец оправдать прецедент династического успеха, достигнутого Михаэлем Шумахером, Жаном Тодтом, Россом Брауном и Скудерией конца 1990-х и начала 2000-х годов.
Неопределенность распространилась и за пределы Вассёра.
Хотя Хэмилтону всегда было бы трудно оправдать ожидания, связанные с его репутацией и предполагаемым контрактом на 70 миллионов долларов, растущие слухи о будущем Шарля Леклера было трудно игнорировать. С момента Гран-при Азербайджана в Баку итальянские СМИ — иногда очень хорошо информированные, иногда склонные к диким преувеличениям, иногда являющиеся тревожной смесью того и другого — спекулируют, что Леклер и его агент Николя Тодт серьезно рассматривают будущее в другом месте после 2026 года, когда истекает его контракт. Большая часть этого решения будет зависеть от конкурентоспособности Ferrari в соответствии с новыми правилами, вступающими в силу в следующем году.
У Леклера, считающегося лучшим квалификационным пилотом Формулы-1 и человеком, которому никогда не давали гоночную машину, необходимую для реализации его потенциала чемпиона мира, было бы множество претендентов, если бы он решил, что ему нужна «спасательная шлюпка» подальше от Маранелло. Это был бы разрушительный удар для команды. Ничто не могло бы лучше охарактеризовать долгосрочную некомпетентность Ferrari в Формуле-1, чем решение Леклера — «Мистера Ferrari», человека, прозванного «Il Predestinato» («Предначертанный»), монакского парня, который всегда мечтал гоняться за «Гарцующего коня» — уйти, чтобы реализовать свои чемпионские амбиции.
Что касается Хэмилтона, несколько высокопоставленных деятелей паддока предположили, что семикратному чемпиону мира не будет предложен новый контракт, когда его текущий истечет в конце 2026 года, учитывая его выступления. Это кажется преждевременным предсказанием, но ясно одно: что-то не сработало между британским гонщиком и итальянской командой в этом году, даже если его абсолютный темп по сравнению с Леклером был не таким плохим, как предполагали некоторые скептики.
Хэмилтон всегда говорил, что присоединился, чтобы быть конкурентоспособным в 2026, а не в 2025 году, но характер этого сезона сделал этот момент еще более важным. Ожидания с обеих сторон будут высоки в следующем сезоне — Хэмилтон будет ждать лучшую гоночную машину и, вероятно, более слаженную работу команды за кулисами; Ferrari будет ждать гонщика, который лучше соответствует звездному статусу Хэмилтона. Эти два аспекта вполне могут быть взаимосвязаны.
Что бы ни случилось в 2026 году, как с болидом Ferrari, так и с гонщиками в его кокпите, Мексика стала напоминанием о том, что «трубопровод» гонщиков находится в очень хорошем состоянии. Выступая перед домашней гонкой Ferrari в Монце в сентябре, Бермана спросили о сроках такого перехода.
«Конечно, это моя цель в жизни», — сказал он тогда. «Я получил возможность попробовать это, когда меня вызвали в прошлом году, и это действительно моя мотивация в жизни — однажды, надеюсь, сделать это. Но между этим есть много шагов, и в настоящее время моя карьера связана с Haas. Мне нужно доказать, что я способен, прежде всего, выступать за топ-команду, показывая более стабильные результаты здесь».
Гонка Бермана за четвертое место в Мехико выглядела как выступление пилота, очень способного и очень уверенно чувствующего себя в лидирующей группе.
Год новичков
Было бы несправедливо писать статью о выступлении Бермана в его дебютном сезоне, не осветив других молодых пилотов на стартовой решетке.
Присуждение награды «Новичок года» будет непростой задачей в конце сезона, и четыре гонщика имеют отличные шансы на нее. Выступление Бермана в Мексике было замечательным, учитывая скромный размер команды Haas по сравнению с конкурентами, и произошло в то время, когда он явно улучшается с каждой неделей.
Подиум Хаджара в Зандвоорте был эффектным, как и его преображение после аварии на установочном круге его дебюта в Австралии. Он был настолько хорош в некоторые моменты года, что возник вопрос, что мог бы сделать Ферстаппен, если бы он провел среднюю часть года в Racing Bulls вместо Red Bull. Хаджар выглядит фаворитом на место напарника Ферстаппена в Red Bull в следующем сезоне в качестве награды за его великолепный сезон.
У Бортолето не было машины, чтобы соответствовать некоторым из этих подвигов, и его результаты менее впечатляющи, но он рос и развивался как новичок, и такие результаты, как шестое место в Венгрии, стали отличным показателем его таланта.
Затем есть Антонелли. Сезон подростка из Mercedes был дикими американскими горками, как и предсказывал руководитель команды Тото Вольфф, и нет никаких сомнений в том, что он испытывал наибольшее давление среди всех новичков этого года. После действительно тревожного периода в середине года итальянец, похоже, снова нашел себя, набирая очки в пяти из последних семи гонок, включая шестое место, опередив своего напарника Джорджа Расселла в воскресенье. Наградой Антонелли за этот поворот событий стало недавнее подтверждение Mercedes, что он останется в команде с Расселлом в 2026 году. Подход «Серебряных стрел» по броску 19-летнего парня в глубокую воду был рискованным, но вполне может окупиться в следующем сезоне.
Лиам Лоусон технически считается новичком, так как он завершит свой первый полный сезон, несмотря на выступления за младшую команду Red Bull как в 2023, так и в 2024 году. Хотя он может показаться аномалией в классе, он также заслуживает признания. Учитывая его ужасно управляемый двухгоночный отрезок в Red Bull, он проделал поистине восхитительную работу, возродив свою карьеру в Racing Bulls в обстоятельствах, которые могли бы разрушить уверенность другого гонщика.
Red Bull и Racing Bulls теперь, похоже, застряли между выбором, кто из Лоусона и Юки Цуноды, оба несчастные жертвы того, как трудно быть напарником Ферстаппена, наименее заслуживает увольнения по сравнению с другим. Источники предполагают, что Лоусон будет сохранен вместе с юниором Red Bull из Формулы-2 Арвидом Линдбладом. Потенциальное отстранение 25-летнего Цуноды — еще одно напоминание о том, как быстро происходит смена поколений в Формуле-1.
Замечательно видеть такой очевидный сдвиг. Ландо Норрис, который в 2019 году был частью последнего высокооцененного класса новичков, в который также входили Расселл и Алекс Албон, теперь лидирует в чемпионате, опережая своего напарника Оскара Пиастри, выступающего третий год. Как и Норрис, Расселл и Албон, Класс 2025 года, похоже, войдет в историю как нечто необыкновенно особенное.




