75 лет Гран-при Великобритании: История трасс и моментов

Новости F1

В этом году Формула 1 отмечает 75-летие с момента официального учреждения чемпионата мира.

Гран-при Великобритании в Сильверстоуне стал первым этапом в истории чемпионата мира в 1950 году. С тех пор гонка проводилась ежегодно, меняя местоположение.

В этом обзоре представлены некоторые яркие моменты за 75-летнюю историю этого знакового Гран-при.

Первым местом проведения майского Гран-при стал Сильверстоун, бывший аэродром. Итальянский пилот Эмилио Джузеппе `Нино` Фарина одержал там победу, завоевав также поул-позицию и показав быстрейший круг по ходу уик-энда.

Фарина, выступавший за Alfa Romeo, в том году выиграл первый чемпионат мира, состоявший всего из семи гонок.

Автомобиль Alfa Romeo 159 под номером 2 Джузеппе Фарины лидирует перед машиной его напарника Луиджи Фаджоли во время Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, 13 мая 1950 года.

В паддоке можно было увидеть знакомые бренды, такие как Pirelli, которые участвовали в Формуле 1 с самого начала, хотя тогда у команд был выбор поставщика шин.

Паддок Сильверстоуна во время Гран-при Великобритании 1951 года.

Аргентинский гонщик Хуан Мануэль Фанхио (уже трехкратный чемпион мира на тот момент) выиграл гонку 1956 года за рулем Ferrari — это была его единственная победа на Гран-при Великобритании.

Фанхио стал одним из самых успешных пилотов в истории спорта с пятью чемпионскими титулами (включая 1956 год), пока его рекорд не был побит Михаэлем Шумахером (семь титулов), а затем повторен Льюисом Хэмилтоном (семь титулов).

Хуан Мануэль Фанхио на пути к победе за рулем Ferrari D50 на Гран-при Великобритании 1956 года в Сильверстоуне.

С 1955 по 1963 год Сильверстоун и Эйнтри (Ливерпуль), последний из которых считался единственным специально построенным автодромом Великобритании для гонок Гран-при, поочередно принимали Гран-при Великобритании. В 1957 году очередь дошла до Эйнтри.

Стирлинг Мосс и Тони Брукс из команды Vanwall разделили пилотирование в гонке 1957 года, что означало и разделение призового кубка.

Стирлинг Мосс (справа) и его напарник Тони Брукс держат кубок Гран-при 1957 года после победы на автодроме Эйнтри в Ливерпуле.

По мере увеличения скорости болидов, безопасность на Эйнтри стала вызывать опасения из-за небольших зон вылета и малого пространства для ошибок. В итоге Формула 1 переместилась на юг с появлением Брэндс-Хэтч.

С середины 1960-х до 1986 года Брэндс-Хэтч и Сильверстоун поочередно принимали Гран-при Великобритании.

Среди значимых событий этого периода: в 1966 году трехкратный чемпион Джек Брэбэм (первый австралиец, выигравший титул F1 и основатель команды) стартовал с поул-позиции. В эти годы также побеждали такие пилоты, как Джоди Шектер (Tyrrell/Ford).

В 1970-х команда Brabham перешла под управление Берни Экклстоуна, ставшего впоследствии руководителем Формулы 1.

Джек Брэбэм (Австралия, автомобиль Brabham BT19 Repco V8 №5) занимает поул-позицию рядом с напарником Денни Халмом и Дэном Герни (США, автомобиль Eagle T1G №16 команды Anglon American Racers).

Дезире Уилсон приняла участие в одной гонке чемпионата мира Формулы 1 — Гран-при Великобритании 1980 года на Брэндс-Хэтч. За несколько месяцев до этого на той же трассе она стала единственной женщиной, выигравшей послевоенную гонку Формулы 1 (не входящую в чемпионат мира).

Однако в квалификации, после многочисленных изменений в настройках и за рулем автомобиля Williams FW07, отличающегося от тестового и оказавшегося неконкурентоспособным, она заняла последнее место и не смогла пройти квалификацию для участия в гонке.

Позднее она одерживала победы в других гоночных сериях на выносливость. В ее честь названа трибуна на автодроме Брэндс-Хэтч.

Брэндс-Хэтч также несколько раз принимал гонку под названием Гран-при Европы, место проведения которого менялось каждые несколько лет.

Но 1986 год стал последним, когда этап Формулы 1 проводился на Брэндс-Хэтч. Причины были схожи с теми, по которым Эйнтри перестал быть хозяином гонок: Сильверстоун оказался единственной трассой в Великобритании, достаточно большой для адаптации к более крупным и быстрым болидам.

Дезире Уилсон на Брэндс-Хэтч во время квалификации Гран-при Великобритании 1980 года.

За годы проведения Гран-при Великобритании было много знаковых и запоминающихся моментов, но один из самых любимых болельщиками — когда Найджел Мэнселл подвез Айртона Сенну на боковой понтоне своего Williams FW14.

Мэнселл доминировал весь уик-энд, взяв поул-позицию, показав быстрейший круг и одержав победу. У Сенны же на последнем круге закончилось топливо, и его машина заглохла. На круге почета Мэнселл подвез Сенну до боксов, что вызвало немалое удивление у судей.

Оба пилота, похоже, избежали наказания за этот поступок.

Найджел Мэнселл из Williams-Renault подвозит Айртона Сенну из McLaren-Honda до боксов после Гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Мэнселл финишировал первым, а Сенна сошел с дистанции из-за нехватки топлива.

Фернандо Алонсо, который в том же 2006 году шел к своему второму чемпионскому титулу, выиграл Гран-при Великобритании, а затем снова в 2011 году.

Фернандо Алонсо выиграл гонку в 2006 году.

Автодром Сильверстоун претерпел множество изменений с момента, когда было сделано это фото в 2006 году, и, вероятно, изменения будут продолжаться.

Поскольку интерес к проведению Гран-при Великобритании сохраняется, но очевидных альтернативных трасс нет, ожидается, что Сильверстоун останется в календаре в обозримом будущем, по словам руководителя Формулы 1 Стефано Доменикали.

Трассы Ред Булл Ринг и Майами в этом году подписали контракты до 2041 года, что является самыми долгосрочными соглашениями на данный момент.

Вид на трассу Сильверстоун с высоты птичьего полета в 2006 году.

Началась эра Льюиса Хэмилтона…

Хэмилтон является статистически самым успешным пилотом в истории F1 с семью титулами чемпиона мира, 105 победами в гонках и 104 поул-позициями. Он также является рекордсменом по числу побед на Гран-при Великобритании (в Сильверстоуне) — девять.

Пилот Mercedes Льюис Хэмилтон празднует победу на Гран-при Великобритании 2017 года в Сильверстоуне.

Победная серия Хэмилтона в Сильверстоуне продолжилась до Гран-при прошлого года — его последнего сезона в Mercedes — когда он одержал потрясающую победу вопреки всем прогнозам, прервав серию без побед, длившуюся с 2021 года.

Хэмилтон, ныне выступающий за Ferrari, пока не поднимался на подиум в гонках в 2025 году, а Гран-при Великобритании знаменует собой экватор сезона.

Льюис Хэмилтон выиграл Гран-при Великобритании 2024 года, доведя свой рекорд побед на трассе до девяти.
Артем Велесов
Артем Велесов

Артем Велесов – спортивный журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы. Специализируется на освещении хоккея и футбола. Начинал карьеру в региональных СМИ, сейчас – внештатный автор нескольких федеральных изданий.

Последние события спортивного мира