Нижегородский Государственный Художественный музей (НГХМ)

Рейтинг
0.0
Интерьер
0.0
Сервис
0.0
Цены
0.0
Нижегородский Государственный Художественный музей (НГХМ)

Нижегородский государственный художественный музей является одним из старейших региональных музеев России. Инициатива его создания принадлежит двум художникам, заложившим основу собрания – профессору Академии художеств Николаю Андреевичу Кошелеву (1840-1918) и историческому живописцу Андрею Андреевичу Карелину (1866-1928), сыну известного нижегородского фотографа А.О.Карелина. Официальное решение о создании музея было принято на заседании Городской думы 14 июля 1894 года. В ходе его организации городские власти решили объединить вновь создаваемый художественный музей с уже существовавшим историческим, так называемым «Петровским домиком».


Для размещения экспозиции, которая, по мнению представителей городской управы, должна была стать «притягательной силой для посещения города прибывающей на выставку публики», была выбрана Дмитриевская башня нижегородского кремля. Она была отреставрирована «в древнем виде» и приспособлена под музей архитектором и археологом Н.В.Султановым и инженером П.П.Малиновским. Работы по реставрации и организации музея частично финансировались Городской думой. Но в основном это делалось на частные пожертвования граждан, так горячо было желание нижегородцев иметь в своем городе художественный музей.


Торжественное открытие нового музея в Дмитриевской башне кремля, приуроченное к проведению в Нижнем Новгороде Всероссийской художественно-промышленной выставки, состоялось 25 июня (ст. ст.) 1896 года. Объединенный музей получил название «Нижегородский Городской Художественный и Исторический музей». Открытие музея стало значительным событием весьма насыщенной культурной жизни Нижнего. Музей был в программе посещения города императорской четой.


Начало собранию положила большая историческая картина профессора Академии художеств Н.А.Кошелева (1840-1918) «Погребение Христа» (1881), подаренная автором вместе с пейзажами, этюдами и эскизами на исторические, библейские, евангельские темы, в том числе сделанные для росписей интерьеров храма Христа Спасителя. На протяжении долгих лет работы Н.А.Кошелева находились в фондах. 100-летний юбилей музея сотрудники отметили возвращением зрителям легендарного исторического полотна, которое в свое время было принято гражданами города от автора с восторгом и благодарностью.


До революции музей пополнялся за счет даров Академии художеств и частных пожертвований. Основу первоначальной коллекции составили полотна, подаренные А.П.Боголюбовым, И.Е.Репиным, А.А.Карелиным, Н.А.Кошелевым, К.Е.Маковским, А.П.Рябушкиным и другими известными живописцами. В числе первых поступлений были такие известные произведения, как «Последние минуты Дмитрия Самозванца» К.Б.Венига, «Иаков узнает одежду Иосифа» Н.М.Новоскольцева и многие другие. Виды первой экспозиции в Дмитриевской башне запечатлены на фотоснимках знаменитых нижегородских фотографов М.П. Дмитриева и А.О. Карелина. Значительную роль в комплектовании сыграл Максим Горький, благодаря которому в коллекцию вошли картины Б.М.Кустодиева, Н.К.Рериха, М.В.Нестерова и др. После 1917 года источниками поступления стали национализированные дворянские собрания, Государственный музейный фонд и другие организации. Большое число произведений было приобретено благодаря собирательской деятельности музейных сотрудников.


Коллекция музея меняла место своего размещения. Это было здание Дворянского собрания на ул.Б.Покровской, особняк купца С.М.Рукавишникова. В 1924 году после значительного пополнения фондов в результате национализации частных коллекций и переданных из Государственного музейного фонда произведений художественный отдел музея расположился в национализированной усадьбе купца Д.В.Сироткина. Здание на Верхне-Волжской набережной, в котором музей размещался почти 70 лет, было построено известными русскими архитекторами братьями А.А., В.А., Л.А. Весниными в 1913-1916гг. Изысканный архитектурный облик городской усадьбы в стиле неоклассицизма, совершенство планировочного и инженерно-конструкторского решения обеспечили дому заметное место в истории русской архитектуры и неизменно привлекали любителей искусства в его стены.


В 1934 году произошло официальное разделение исторического и художественного отделов. К этому времени окончательно сформировались основные разделы коллекции, стала развиваться система научного описания, учета и хранения произведений. Сложился основной историко-хронологический принцип экспонирования.


С 1992 года основная часть коллекции музея располагается в историческом и административном центре города на территории нижегородского кремля в здании Дома нижегородского военного губернатора. Из окон здания видна Дмитриевская башня, с которой начиналась история музея. Дом был построен по проекту архитекторов П.Д.Готмана и И.Е.Ефимова в 1835-1941 гг. С этим домом связаны имена декабристов А.Н.Муравьева и И.А.Анненкова, здесь бывал во время приезда в Н.Новгород французский романист А.Дюма. В 60-е гг. XIX в. А.О.Карелин, нижегородский художник-фотограф, отец основателя музея А.А.Карелина, и Л.В.Даль, сын создателя «Толкового словаря» В.И.Даля, академик, архитектор, исследователь мировой и русской культуры (1834-1878), открыли в губернаторском доме первую в городе общедоступную художественную школу.

558

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!